Как сделать виртуальный тур самому. Программы для создания виртуальных туров. Панорамная головка для штатива

Говорят, сейчас виртуальная экскурсия должна быть на сайте каждой школы. Однако, события, о которых пойдет речь, имели место в далеком 2014-м. Тогда подобной задачи перед учебными заведениями еще не стояло, а я делал самые первые шаги в создании сферических панорам и виртуальных экскурсий. Потренировавшись на своей квартире, даче и даже соседнем лесу, я решил, что готов выполнить первый серьезный заказ. Сейчас, пшо прошествии лет, имея за плечами уже не один десяток хороших заказных проектов, даже смешно вспоминать, какие ляпы были допущены в начале карьеры. Я решил написать этот текст, чтобы рассказать, как можно сделать виртуальную экскурсию. И не только по школе. По чему угодно. Вдруг вы сами захотите создать нечто подобное, по крайней мере будете знать, с чего начинать.

Какими бывают виртуальные экскурсии

Их можно сразу разбить на несколько характерных групп.

1. Текст + картинки

Наверное, это самый простой вариант. Вы просто создаете на сайте отдельную страницу (виртуальные экскурсии обычно помещают на сайты учреждений), и начинаете писать текст для предполагаемого посетителя. Можно добавить туда фотографий. Таким образом, можно буквально за пару часов решить проблему соответствия сайта "современным требованиям".

Сами понимаете, это будет просто работа "для галочки". Возможно, посетитель сайта и пролистает длинный "убористый" текст, но досконально читать его, скорее всего, не станет. Комиссия, проверяющая сайт, тоже вряд ли будет в восторге от такой экскурсии . Конечно, пресловутую галочку сайту поставят, но сделают это с такой кислой миной, что вам сразу захочется все переделать, чтобы в следующий раз не выглядеть столь блекло.

2. Презентация

Иногда она представляет собой подобие первого варианта. Открыв виртуальную экскурсию, вы сразу увидите череду слайдов. На каждом будет все тот же "убористый" текст и фотографии, увы, не всегда удачно снятые. Не смотря на то, что это более "инновационный", "мультимедийный" подход, реакция комиссии обычно бывает приблизительно такая же, как в случае с текстовым вариантом. Опять получите "галочку" для "галочки".

Правда, некоторые создатели подобных виртуальных экскурсий иногда снабжают каждый слайд презентации голосом за кадром. Представляете, открывается первый слайд, появляется стартовая заставка, начинает играть красивая фоновая музыка, а приятный голос принимается рассказывать о вашем учреждении. Перелистывая слайды посетитель слышит продолжение рассказа, видит новые картинки и т.д.

Удачно сделанная презентация, находящаяся на сайте, может надолго занять ваших посетителей. Однако, для создания красивого интересного продукта требуется немалое время, хорошие фотографии, качественный текст для озвучки и голос, который не запинается, не картавит, а говорит как следует. Увы, как показывает практика, подобные продукты обычно делаются наспех, в последний день перед проверкой. Стоит ли удивляться тому, что они тоже заслуживают лишь снисходительный кивок проверяющих.

3. Видеофильм

Если в прошлых случаях мы имели дело со статичными картинками, видеофильм об организации можно сделать гораздо более "живым". Если как следует составить сценарий, написать интересный, "цепляющий" текст, заставить выступающих выплюнуть изо рта манную кашу и говорить более свободно, артистично, то видеофильм вполне может сойти за неплохой вариант реализации виртуальной экскурсии.

Беда обычно состоит в том, что ни написать сценарий, ни сказать что-то в камеру, не говоря уже об артистизме и экспромте в кадре, обычные люди, неспециалисты, могут крайне редко. И вообще, выступление перед камерой - не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Неудивительно, что человек, который только что непринужденно беседовал с вами, перед объективом стоит, как "кол проглотил" и говорит монотонно, глядя в камеру остановившимися немигающими медными глазами.

Я уж не говорю, что хорошая камера и микрофон для записи звука, освещение и техника для монтажа в обычных школах встречаются крайне редко.

4. Виртуальный тур

Эта технология более всего остального вправе называться полноценной виртуальной экскурсией . В отличие от предыдущих описанных подходов, она реально позволяет "оглянуться по сторонам". Ведь именно такая возможность есть у посетителя, когда он вместе с остальными экскурсантами понуро бредет по залам какого-нибудь музея, цехам передового предприятия или другим туристическим объектам, слушая заученную тараторку экскурсовода.

В отличие от предыдущих вариантов, где поле зрения посетителя искусственно ограничивается рамками фотографии или видеокадра, в виртуальном туре действительно можно "посмотреть направо", "посмотреть налево". В принципе, ничто не мешает оглянуться назад, посмотреть вверх и даже себе под ноги. Правда, своих ног посетитель конечно же не увидит, зато будет иметь возможность рассмотреть паркет или ковер на полу.

Одним словом, пользователь как бы находится внутри сферы, которую может вертеть перед своими глазами на экране компьютера при помощи мыши. Точно так же, как и на обычной экскурсии, в виртуальной можно "подойти поближе" к интересующему предмету экспозиции, или, напротив, "отойти" назад, чтобы увидеть ее целиком. Это делается колесиком мыши.

А теперь представьте себе, что вы надели очки виртуальной реальности... Дальше можно ничего не писать. Наверняка вы уже сами представили все преимущества этой технологии. Просто крутите головой, поднимайте ее вверх или опускайте вниз! Иллюзия реального присутствия внутри помещения будет просто потрясающая. И это никакая не фантастическая технология из фильмов о будущем. Уже сейчас можно купить такие очки, вставить в них свой смартфон и погружаться в удивительный мир виртуальных путешествий.

Как создать виртуальную экскурсию

Здесь есть сразу два варианта. Можно попытаться сделать ее самостоятельно или заказать продукт специализированной фирме-студии. Нет сомнения, во втором случае все будет выполнено на высшем уровне. Однако, стоимость подобных заказов обычно получается... мягко говоря, весьма выдающейся.

Простой пример. Одна из студий Нижнего Новгорода просит за съемку каждой сферической панорамы 2000 рублей. То есть, если у вас в экскурсии будет хотя бы 10 помещений, то считайте, что "двадцатки" у вас уже нет.

Помимо съемки панорам, требуется еще собрать их в общий продукт, оснастить средствами перехода из панорамы в панораму. Неплохо добавить карту для быстрой телепортации в нужное место экспозиции. Не помешает эмблема вашей организации, стартовая заставка. А уж если еще и голос за кадром записать, было бы вообще здорово.

Только представьте: вы переходите в новое помещение, начинаете его осматривать, а тем временем приятный голос рассказывает вам что это за место, в чем его особенность и т.д.

Давайте уточним:

  1. Съемка 10 панорам - 20 000 руб.
  2. Сборка тура - 19000 руб. (исходя из 1900 рублей за панораму)
  3. Всякие карты, логотипы и прочие вещи - примерно 3000 р.

Итого: 42 000. И это очень простенькая экскурсия без озвучки и других приятных "примочек"!

Если же захочется сделать звуковые вставки или, не дай Бог, внедрить в панорамы живое видео, то стоимость заказа вполне может выражаться уже шестизначным числом.

Не слишком ли дорого за сомнительное удовольствие иметь на сайте виртуальную экскурсию? Причем, в основном для того, чтобы заслужить положительную оценку проверяющих господ из министерства?

Что если попробовать обойтись своими силами?

Что нужно, чтобы создать виртуальную экскурсию самому

1. Фотоаппарат с ручными настройками

Основой любого подобного продукта являются статичные сферические панорамы . Для их съемки потребуется фотоаппарат с ручными настройками. Подойдет любая зеркалка и даже компактная фотокамера, которая позволяет зафиксировать значение выдержки, диафрагмы, баланса белого и чувствительности матрицы для всех кадров при съемке панорамы.

Что касается меня, то для несложных проектов я иногда использую фотоаппарат Sony RX100. Он легкий, дает достаточно качественные снимки и как раз позволяет сделать все необходимые настройки. Для более сложных и дорогих проектов используется более серьезная зеркалка с хорошим объективом.

Так что, если у вас есть подобная фотокамера, считайте что часть проблемы уже решена.

2. Штатив

Он должен быть одновременно достаточно крепким и, по возможности, легким. Крепость нужна для того, чтобы штатив не наклонялся из стороны в сторону, когда фотоаппарат во время съемки отдельных кадров панорамы "крутится" вокруг смещенной оси вращения. Если штатив каждый раз наклоняется в сторону под тяжестью камеры, из нашей затеи ничего не получится.

Легкий и компактный штатив гораздо удобнее таскать с собой на съемки, чем огромную тяжеленную треногу. Например, мой штатив, если сложить его полностью, умещается в чемоданчик-дипломат. Туда же можно сложить и все остальное оборудование. Таким образом, по дороге на съемку я ничем не отличаюсь от обычного служащего, который везет деловые бумаги из дома на работу. Думаю, фоторюкзак и большой штатив привлекали бы гораздо больше нежелательного внимания на улицах.

2. Панорамная головка для штатива

Самые первые съемки для сферических панорам я делал просто с рук. Что это значит? Я становился в центр комнаты, направлял объектив прямо вверх и снимал точку, которая на профессиональном языке называется зенит . Затем надо было отснять серию фотографий, держа фотоаппарат под углом 45 градусов к горизонту. Постепенно поворачиваясь, я снимал порядка 12-15 фотографий. Съемку обязательно надо вести с "перехлестом" кадров примерно на 20%, иначе панорама не склеится.

Потом надо было снять такие же серии под углом 90 и 135 градусов. Заключительным аккордом становилось съемка точки, которая находится под ногами. Она называется надир .

В результате должно было получиться порядка 38 фотографий, на каждой из которых был запечатлен отдельный фрагмент общей сферы. Вот как это могло выглядеть:

Увы, вначале я недооценивал важность панорамной головки и выполнял съемку просто "с рук". Это приводило к жутким нестыковкам в уже склеенной панораме. Причем, проблема усугублялась тем сильнее, чем в меньшем по размеру помещении приходилось фотографировать.

Если с незначительными проблемами можно было справиться с помощью Adobe Photoshop, то со множественными нестыковками бороться было просто бессмысленно.

Потеряв массу времени на попытках склеить несклеиваемое, я вынужден был потратиться на приобретение панорамной головки.

Вот как она может выглядеть (варианты возможны, но идея остается прежней):

Панорамная головка крепится на штатив, а уже к ней крепится фотоаппарат. Суть состоит в том, чтобы при фрагментарной съемки частей панорамы можно (и нужно) заставить камеру вращаться вокруг определенной точки в пространстве. Эта точка называется нодальной. Как правило, она находится внутри объектива. Ее положение определяется по таблицам и для разных объективов сугубо индивидуально.

Если мы просто фотографируем держа камеру в руках и постепенно поворачиваясь, мы никогда не сможем достичь такой же точности положения камеры в пространстве. А это значит - нестыковки будут неизбежны. Таким образом, панорамная головка - это то, что следует непременно приобрести для съемки материала для виртуальной экскурсии.

Без нее или вообще ничего не выйдет, или придется очень-очень-очень долго редактировать каждую склеенную панораму.

Исключения в данном случае составляют сферические панорамы, которые мы фотографируем в больших залах, или на улице, если поблизости нет никаких предметов. Но даже при таких съемках проблемы более чем возможны.

Итак, теперь мы знаем, что для съемки исходного материала виртуальной экскурсии нам требуется три вещи:

Если что-то уже есть, то задача значительно облегчается. Если же отсутствует хотя бы один компонент из этой тройки, его надо докупать. Для справки, стоимость панорамной головки составляет примерно 5-10 тыс. рублей. Правда, есть и более дорогие головки со встроенным компьютером и электромоторами. По сути дела это робот, который сам выполняет всю съемку, поворачивая камеру в нужные позиции. Вам будет достаточно просто нажать кнопку "пуск" и выйти из комнаты. Остальное будет выполнено автоматически. Это, конечно, было бы здорово, но для начала нам будет вполне достаточно простого ручного варианта.

Альтернативой может служить специальная панорамная камера, но ее цена в несколько тысяч евро обычно почему-то пугает покупателей:)

Программы для создания виртуальной экскурсии

Теперь перейдем к программной части. К сожалению, для склеивания сферической панорамы и создания конечного продукта - виртуального тура - нельзя обойтись какими-то имеющимися подручными средствами. Ни в коем случае не ставя под сомнения ваши навыки работы с компьютером, смею утверждать, что вручную склеить 38 фотографий в одну правильную сферическую панораму не сможет никто. Даже вы!

На рынке существуют разные программы для склейки панорам . Я с самого начала пользовался инструментом Kolor Autopano Giga . Сначала потренировался на триал версии, потом, освоившись, решил купить лицензионную. Причем, если покупать ее вместе с другим необходимым инструментом Kolor Panotour Pro , то общий чек будет чуть "легче", чем два отдельных чека на каждый продукт. Такая связка будет стоить 39 830 рублей (по текущему курсу евро).

Сумма немалая. Согласен. В принципе, можно обойтись и более скромным комплектом:

Его цена гораздо привлекательнее: всего 13 230 руб. (по текущему курсу). Увы, за удовольствия всегда приходится расплачиваться отказом от более изысканных удовольствий. В облегченной "красной" версии присутствует масса ограничений. Всего один пример: ваша виртуальная экскурсия, не сможет быть просмотрена на мобильном устройстве: смартфоне или планшете. А ведь сейчас это почти половина всего интернет трафика!

Неудивительно, что все заказчики, с которыми я имею дело, особенно подчеркивают необходимость мобильной версии продукта.

Возникает некая вилка интересов. С одной стороны, не хочется платить большие деньги за дорогой комплект программ, с другой, хочется иметь все те возможности (мобильная версия - это только один пример), которыми он обладает.

По большому счету купить панорамную головку несложно и недорого. У человека возникает возможность самостоятельно выполнять съемку 3D-панорам. Но вот использовать лицензионное ПО для склейки и авторинга тура - это становится некоторой проблемой.

Обычно такие люди или долго копят деньги, или находят владельцев лицензионных копий программ. За определенную плату просят их выполнить остальную часть работы. Это гораздо дешевле, чем сразу взять и купить программы.

Поскольку я как раз имею все необходимое, могу предложить вам такую услугу:

Вы присылаете мне отдельные фотографии, сделанные с панорамной головки. Например, вот такие:

а я возвращаю вам готовую склеенную панораму. Например, вот такую:

Понимаю ваше недоумение. Это действительно мало похоже на сферическую панораму. Тем не менее - именно такие картинки становятся исходниками для сборки виртуальной экскурсии.

Если есть интерес к сотрудничеству, пишите: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А я, тем временем, продолжаю описание процесса.

После склейки всех отснятых панорам из них необходимо "собрать" готовый продукт - виртуальную экскурсию . Это делается во второй программе из тех, которые мы видели выше. Она называется Panotour Pro . Конечно, можно использовать и аналоги, но я работаю именно с этой программой.

В Panotour Pro мы устанавливаем точки, с которых начинается просмотр каждой панорамы. Далее - определяем связи между панорамами, чтобы после просмотра одного помещения можно было перейти в другое, третье и т.д. Здесь же добавляется звук. Он может быть общий для всей экскурсии, например: фоновая музыка, или отдельный звуковой файл для каждой панорамы.

Далее мы помещаем в панорамы уместные статичные изображения. Например, нам надо показать крупно какой-то экспонат музея, или представить портрет человека, работающего в этом помещении, с описанием его заслуг...

Если в поле зрения камеры во время съемки попадает экран телевизора или монитор компьютера, можно "наслоить" на него реальный видеоролик. Он будет воспроизводиться во время просмотра панорамы и здорово оживит статичную картинку. Смотреть

Для придания большей объемности в панораму можно внедрить некие объекты, снабдив их эффектом параллакса. Например, можно добавить изображения бабочек, которые якобы летали в помещении при съемке. При этом каждая бабочка не будет жестко привязана к своему месту. По мере вращения панорамы она будет смещаться чуть быстрее, что создаст иллюзию того, что она "висит" в пространстве гораздо ближе к наблюдателю, чем сама фоновая картинка. Смотреть пример...

Результатом нашей работы станет финальный продукт - виртуальная экскурсия. После нажатия на кнопку "создать", программа сохранит на диск компьютера набор файлов. Его надо будет поместить на сайт, сделать соответствующую ссылку, предоставив всем посетителям возможность "прогуляться" по нашей организации, оглядеться в помещении, почитать описания, послушать рассказы, посмотреть видео.

Как я делал первую виртуальную экскурсию по школе

Съемка материала для виртуальной экскурсии

Самый первый реальный проект я сделал совершенно бесплатно. Знаете, как-то боязно было сразу выставлять цену на свои услуги. А вдруг что-то пойдет не так или, не дай Бог, вовсе ничего не получится. Хоть дома все склеивалось нормально, но все равно было как-то неуютно. Как говориться, тренировка - тренировкой, а на практике обязательно что-нибудь да стрясется.

Поэтому, заручившись обещанием директора, что меня не убьют в случае неудачи, в означенный день я прибыл на съемку. Надо сказать, что руководство школы подошло к мероприятию очень ответственно.

Во-первых, был выбран день, когда в школе никого не было. Это было воскресенье.

Во-вторых, во всех помещениях был наведен идеальный порядок, все столы в классах выровнены, все полы и учебные доски вымыты. В столовой были накрыты столы как на банкет, а в спортзале по всему полу был разложен инвентарь. Причем, не просто хаотично разбросан, а именно разложен в строгом соответствии с законами симметрии и гармонии.

В-третих, у нас была четкий план съемок, ключи от всех помещений, в самих помещениях были заменены все перегоревшие лампочки, расправлены все жалюзи...

Одним словом, было даже немного боязно сесть в калошу когда заказчик так хорошо подготовился.

Началась съемка. Мы переходили из класса в класс. В каждом помещении я находил оптимальную точку съемки. По моей просьбе из классов выносились лишние столы, ликвидировались мелкие огрехи в интерьере. Ведь чем "чище" получается панорама при съемке, тем меньше потом ее приходится ретушировать. Помнится, однажды мне пришлось убирать с пола протертые места на линолеуме почти на всех панорамах. В другом случае - надо было "замазать" рыжие подтеки на потолке...

К счастью в тот день было пасмурно. Просто когда в окно бьет яркий солнечный свет, создается грубый дисбаланс освещения. В результате одни фрагменты панорамы получаются очень светлыми, почти пересвеченными, а другие - напротив, очень темными. Так что лучше перенести съемку, если на улице светит солнце.

15 панорам были отсняты примерно за 4 часа. Сама съемка, в принципе, происходит довольно быстро - примерно 5 минут на панораму. Остальное время было потрачено на переходы с места на место, доведение помещений до наилучшего вида.

Домой я повез с собой флеш-карту с отснятым материалом. По дороге все время думал, как будет нездорово, если с ней что-то случится и она откажется читаться. Ведь тогда придется начинать съемку сначала. К счастью, все обошлось благополучно.

Склейка сферических панорам

Как я уже упоминал, для этого существуют специальные программы. Запустив Autopano Giga фирмы Kolor я загрузил в нее фото с первой точки съемки - это была лестница между этажами - и нажал кнопку "создать". Программа немного подумала и выдала готовую панораму:

Склеенная панорама появилась в правом окне. Вид у нее, прямо скажем, несколько неожиданный. Но, как ни странно, именно такие изображения и должны получаться при склейке. В левом окне, как вы догадались, находились исходники. Всего 38 фотографий.

Надо сказать, что далеко не всегда сразу получается такой практически идеальный результат. Все зависит от качества съемки, освещенности, особенностей оформления интерьера помещения и т.д. Например, если в процессе задеть треногу ногой и сдвинуть ее с места, то лучше сразу начинать съемку панорамы заново. Но это хорошо, если ты заметил, что сдвинул штатив. А если нет?

Тогда камера сдвинется в пространстве и вместо практически идеально склеенной панорамы может получиться непонятно что. Поэтому во время съемки нельзя болтать, отвлекаться. Надо полностью сосредоточиться на процессе, чтобы не пришлось потом ехать переснимать панораму заново.

Выравнивается линия горизонта, "вытягиваются" очень темные фрагменты, выполняются такие специфические операции, которые сейчас просто не стоит перечислять. Иногда бывает, что программа не смогла автоматически склеить изображения правильно. Это особенно часто случается, когда мы имеем дело с циклически повторяющимися элементами декора. Например, плиткой на полу, клетками подвесного потолка узорами на стенах и т.д.

В таких помещениях очень важно выбрать точку съемки, чтобы исключить симметрию в оформлении интерьера. Кроме того, необходимо остерегаться зеркал. При съемке сферических панорам они - наши враги.

После приведения панорамы к нормальному виду происходит ее экспорт в финальный графический файл в формате JPG:

Если с панорамой все в порядке, то процесс ее обработки занимает примерно 15 минут. Кажется, что это слишком долго, однако, помимо наших собственных действий, надо учитывать то время, пока программа клеит панораму из отдельных файлов, а потом превращает отредактированный проект в файл-изображение.

Таким образом в идеале 15 панорам могли бы быть склеены за 225 минут или почти за 4 часа. На практике почти всегда получается больше. Некоторые панорамы требуют более серьезных доработок. Иные потом приходится ретушировать в Adobe Photoshop.

Еще раз повторюсь, здесь очень многое зависит от качества съемки.

Сборка виртуальной экскурсии

Рано или поздно наступает момент, когда все панорамы склеены, подготовлены и можно приступать к финальной фазе работы.

Здесь на сцену выходит программа Panotour Pro той же фирмы Kolor. Снова не могу не сказать, что есть и другие программы. Но я как-то с самого начала пользуюсь этой и она мне нравится.

Сначала мы загружаем все склеенные панорамы в рабочую область (слева):

Удобно, что панорамы можно группировать. Например, по этажам помещения.

Каждой панораме надо дать имя, указать ей начальное направление, соединить горячими точками с другими панорамами и картой. При необходимости надо добавить звуковой файл и статичные изображения. Далее надо настроить опции всего проекта в целом: какая будет фоновая музыка, будет ли применено автовращение панорам, как будут выглядеть кнопки навигации, будет ли в экскурсии фотогалерея, будет ли применен эффект "маленькая планета" и т.д. При всей кажущейся простоте данный процесс отнимет еще час-полтора.

Потом, после финального просчета тура, окажется, что где-то забыли поставить горячую точку для перехода в другую панораму, где-то допустили ошибку при написании названия, где-то забыли поставить "блик" на лампочку, где-то панорама вращается "не в ту сторону" и так далее.

Иными словами, создание виртуальной экскурсии из ранее отснятых фотографий обычно занимает целый рабочий день. Никаких перекуров, чаев и кофе-брейков. Компьютеру тоже достается. Он постоянно что-то просчитывает, работая с огромными объемами данных.

Но рано или поздно наступает тот момент, когда виртуальный тур можно показывать заказчику.

В описываемом мной проекте он наступил 5 марта 2014 года. Чтобы показать продукт заказчику я загрузил его на хостинг, где находится мой сайт. Заказчику отправил ссылку. С ее помощью можно просто посмотреть на виртуальную экскурсию , но нельзя ее скачать. Это очень здорово. Ведь не перевелись еще предприимчивые граждане, которые норовят получить готовый продукт в свое полное распоряжение, а потом начинают кормить завтраками насчет оплаты.

С виртуальной экскурсией все очень просто: вот ссылка, смотрите. Если есть замечания, пишите, исправим. Если все в порядке - вот счет на оплату. После ее поступления получите ссылку для скачивания. По-моему, все честно.

Как я уже упоминал, описываемый проект был сделан безо всякой оплаты. Хоть он и не получился абсолютно идеальным, и я, и заказчик получили то, что хотели. Школа получила . Я же - бесценный опыт выполнения реального проекта.

Много времени прошло с тех пор. Выполнено более сотни проектов для заказчиков из разных городов от Калининграда до Петропавловска-Камчатского и от Салехарда до Ростова-на-Дону. Освоена новая технология LivePano , позволяющая "вписывать" в неподвижную панораму живое видео.

Теперь уже можно ответственно заявить следующее. Осваивать всю эту технологию, покупать дорогое программное обеспечение и технику из-за одной единственной виртуальной экскурсии однозначно не стоит. Если только вы не будете делать такие продукты постоянно для себя или сторонних заказчиков. Гораздо менее хлопотно и затратно заказать услугу...

Но как же так? Совсем недавно я писал, что это тоже выливается в огромные деньги. Где же последовательность?

Когда я писал о заоблачных ценах, имелись в виду услуги конкурентов. Некоторые студии действительно вывесили очень дорогие прайс листы, а потом удивляются, что у них не так много заказов.

Если вы поставлены перед фактом необходимости создания виртуальной экскурсии , можно воспользоваться вариантами, которые я упоминал в самом начале этого текста: презентации или видео. Конечно, по сравнению с настоящим виртуальным туром, они выглядят не так интересно, зато избавляют от необходимости значительно тратиться.

Но... почему бы вам не воспользоваться моими услугами? Ведь я не собираюсь "обдирать" вас, своих читателей, как липок.

Вот мое конкретное предложение:

* плюс транспортные расходы и командировочные. работаю по всей России

** съемка должна произойти за один день.

"А как же качество?" - спросите вы - "Где же тут подвох? Что тут не так?"

А насчет низкой цены - это я сейчас объясню. Все очень просто.

Дорогие студии тратят огромные средства на рекламу . Естественно, чтобы покрыть эти затраты, они вынуждены взвинчивать стоимость услуг. Кроме того, они содержат штат фотографов, монтажников. Там непременно есть директор, бухгалтер, уборщица - всем надо платить зарплату .

А офисное помещение , которое они иной раз снимают в центре города? А всякие накладные расходы? А дорогой престижный автомобиль , на котором разъезжает директор...

Как вы думаете, кто все это оплачивает?

Я же предпочитаю действовать иначе.

Зачем давать рекламу и тратить деньги, когда есть сайты, приводящие клиентов. Вот, например, вы сейчас читаете эту статью. Если вы решитесь на заказ, то он будет сделан без единой копейки денег на рекламу. Статья ведь висит на сайте бесплатно. А значит и цена экскурсии будет без "рекламной" составляющей.

У меня нет шикарного офиса в центре города, работаю один, поскольку все умею делать сам.

Поэтому, чтобы не пугать вас, своих потенциальных клиентов, я могу предложить такие условия, от которых конкурентам стало бы дурно. Они бы и месяца не протянули, если бы захотели побить мои цены:). И, заметьте, качество при этом будет такое же, а сроки... думаю, они вам тоже понравятся.

И самое главное! Я лично отвечаю за результат. Поэтому сам приезжаю, снимаю, склеиваю, собираю и представляю вам готовый продукт.

Ну, я Вас убедил? Еще нет?

Тогда вот Вам номер моего телефона: +7 920 049 3922. Позвоните прямо сейчас. Много времени не займет.

Вы убедитесь, что с вами будет говорить не робот, которому "очень важен звонок, оставайтесь на линии еще 20 минут" :).

Вам не ответит секретарша, которая скажет "а директора сейчас нет, попробуйте позвонить завтра" :).

Вам ответит человек, который может отвечать на вопросы и принимать решения. Это я. Мы сразу определим конкретные даты, сроки и цены.

Как оплатить создание виртуальной экскурсии

Я официально действующий индивидуальный предприниматель. Поэтому могу заключать договоры, выставлять счета и принимать безналичную оплату.

Особо хочу подчеркнуть: оплата производится только после окончания работ , когда вы увидите готовый продукт. Я всегда так работаю и еще не было случая, когда заказчик остался бы недоволен и отказался оплатить. Я уверен в качестве и сроках, поэтому могу предложить подобные условия. Увы, данное правило не распространяется на транспортные расходы и командировочные.

В особо сложных случаях можно вести речь о рассрочке платежа. Составление договора при этом обязательно.

На этом позвольте откланяться. Я и так уже довольно долго занимаю ваше внимание. В данной статье я постарался вкратце показать процесс создания виртуальных экскурсий и сделать вам приятное предложение.

Буду рад вашим звонкам.


ВКонтакте

Из этой статьи вы узнаете о процессе создания виртуального тура, начиная от планирования и проведения фотосъемки, и заканчивая сборкой тура из 3D панорам.

Этапы создания виртуальных 3D туров

  1. Утверждение точек съемки панорам и их количества
  2. Утверждение дополнительных модификаций для 3D тура
    1. план/карта помещения
    2. всплывающие подсказки
    3. логотип
    4. …. и т.д
  3. Подготовить помещение
  4. Выбрать время и согласовать съемку
    1. Дата (с оглядкой на погоду)
    2. Время
    3. Продолжительность
  5. Снять 3D панорамы
  6. Склеить 3D панорамы
  7. Собрать виртуальный тур
  8. Опубликовать виртуального тура




Первое, что требуется сделать - это выбрать оптимальное количество панорам, из которых будет состоять ваш виртуальный тур и точки их съемки так, чтобы показать локацию наиболее полно и информативно.

Также не забудьте учесть следующие особенности локации:

  1. сложность освещения и наличие зеркал
  2. время, в которое можно провести съемку тура
  3. подготовку помещений
  4. получение необходимых разрешений на фотосъемку от собственников помещения

Из вышеизложенного станет понятно, сколько времени займет съемка и сборка 3D тура.

Подсчет количества панорам и выбор точек съемки

Если помещение не сложной формы и не сильно зонировано, то начерно расставить точки съемки можно на плане помещения.

Когда расставить панорамы на плане нет возможности или помещение очень большое и/или нестандартной формы, панорам очень много и т.п., то для согласования точек съемки потребуется организовать предварительный выезд фотографа. Для заказчика плюсом этого варианта будет возможножность пообщаться с подрядчиком вживую и получить предметные рекомендации по подготовке помещения.

Выбор дополнительных модификаций

Если виртуальный тур предназначен для публикации на сайте заказчика, то в него можно встроить дополнительные модификации:

  1. Индивидуальный дизайн
  2. План/карта локации
  3. Структурированное меню
  4. Подсказки
  5. Кнопки “назад” - “вперед”
  6. Фотографии и фотогалереи
  7. Видео
  8. Видео-переходы между панорамами
  9. Музыка
  10. Каталог товаров
  11. Анимация
  12. Модуль звонка для мобильных устройств

Почти все модификации преследуют одну из целей:

  • сделать навигацию по туру более понятной для пользователя
  • улучшить внешний вид
  • повысить информативность

Доп. модификации для тура требуется выбрать до начала съемок как минимум для того, чтобы рассчитать, сколько времени уйдет на его сборку.

При этом некоторые из доп. модификаций, например, видео-переходы и анимацию не получиться встроить в тур на постобработке, не имея на руках заранее отснятого материала.

Выбор времени съемки

Выбирайте время съемки исходя из проходимости и открытости локации.

Проще всего снимать жилые квартиры, сложнее всего - площади и людные заведения в рабочее время.

Соответственно, планируйте время съемки жилой недвижимости исходя из освещения. А время съемки коммерческих помещений лучше планировать на нерабочее время, с учетом особенностей бизнеса. Если такой возможности нет, то выбирайте интервал так, чтобы в помещении было меньше всего людей - раннее утро или обед, в зависимости от тематики.

Продолжительность съемки

Продолжительность съемки рассчитывайте, учитывая следующие пункты - так как именно они съедают основную часть времени:

  1. фотографу требуется осмотреть локацию (если предварительного выезда не было)
  2. время на подготовку оборудования (собрать/разобрать, сложить/разложить, настроить)
  3. время на финальную подготовку помещений - в большинстве случаев требуется убрать какие-то вещи, упущенные во время уборки, или то, что успели разложить уже после уборки. Также часто требуется чуть-чуть подвинуть или выровнять мебель относительно точек съемки панорам
  4. время на саму съемку панорам - среднее время съемки одной 3D панорамы при обычном комнатном освещении и съемке на зеркальную камеру - около 5 минут, но чем темнее в помещении, тем длиннее выдержка и, соответственно, времени на одну панораму может уйти больше
  5. освещение помещений - в помещении с приглушенным светом съемка займет примерно в два раза больше времени, чем при обычном комнатном освещении - подробнее уточняйте у фотографа, с которым планируете работать.
  6. проходимость помещений - в людных помещениях снимать панорамы довольно долго и проблемно, так как приходится ждать, пока люди выйдут из кадра

Съемка 3D панорам

Выбор оборудования

Кроме условий освещения на время съемки и качество панорам влияет то, какое оборудование использует фотограф.

  1. Это могут быть портативные камеры 360° - панорама делается в один кадр. В этом случае съемка проходит максимально быстро, но качество таких панорам зачастую удручающее.
  2. Профессиональное оборудование - зеркальные фотокамеры или оборудование для сканирования помещений - делается от 5 до 20 кадров с поочередным поворотом и наклоном камеры. Качество изображений в этом случае существенно выше, но и времени это занимает больше.

Выбирайте оборудование, исходя из задачи и бюджета. Портативные камеры можно использовать в ситуациях, когда требуется сделать много панорам в сжатые сроки, а качество для заказчика не принципиально. Если качество изображения для заказчика стоит на первом месте, вам придется использовать профессиональное оборудование.

Трудности съемки

Основная трудность на этапе съемки - это движущиеся объекты: люди, машины, облака.

Если вблизи точки съемки проходит много людей, то приходится делать несколько дублей на каждый кадр для последующего удаления людей на этапе сборки панорам. То же самое и с автомобилями.

Очень неприятный момент - переменная облачность. Для получения качественной панорамы на всех сделанных кадрах должно быть одинаковое освещение, иначе при склейке будут видны границы соседних кадров. Из-за быстро плывущих облаков в солнечный день порой приходится снимать несколько дублей одной и той же панорамы, чтобы избежать проблем на постобработке.

В остальном съемка не несет каких-то особых трудностей и занимает довольно небольшую часть времени от общих времязатрат на создание тура.

Склейка панорам

Склейка 3D панорам из отснятых фотографий - это полностью технический этап. Сборка может осуществляться в полностью автоматическом, полуавтоматическом и в полностью ручном режиме.

Автоматический режим склейки

В основном это касается портативных камер 360°. Склейка панорам происходит автоматически в самой камере сразу после съемки либо в ПО, прилагающемся к этой камере.

Полуавтоматический

Черновой проект панорамы собирается в автоматическом режиме, после чего дорабатывается вручную:

  • Корректируются дефекты неидеальной сборки
  • Выравниваются вертикали
  • Вклеивается пол

На мой взгляд, это наиболее оптимальный вариант склейки - программа делает за нас весомую часть работы, а после внесения ручных коррекций мы получаем идеально собранную панораму без стыков.

Полностью ручная склейка

Используется в сложных случаях, когда на отснятых фотографиях мало высококонтрастных, детализированных объектов и автоматика не может найти реперные точки - маркеры, которые программа расставляет, чтобы соединить одинаковые части изображения на соседних кадрах. В большинстве случаев это помещения с однотонными стенами и потолком.

Обработка 3D панорам

По сложности обработки панорамы обгоняют даже интерьерные фотографии.


Панорамы имеют максимально большой угл обзора и в кадр попадают все источники света и недоэкспонированные зоны, из-за этого изображение имеет слишком большой разброс по яркости.

Почти всегда в панораме присутствуют разные по температуре источники света, например, окно с холодным светом и люстра в гостиной с теплым - это создает отдельные трудности при обработке - свет перемешивается и искажает баланс белого.

Обработка уже склеенных 3D панорам состоит из следующих этапов:

  1. Коррекция яркости и контраста - выравнивается и расширяется баланс яркости изображения, оно делается более натуральным. Источники света не должны превращаться в световые пятна, также не должна страдать детализация в тенях изображения.
  2. Цветокоррекция - в основном это выравнивание температуры различных источников света.
  3. Ретушь - по большей части, это удаление проводов от электротехники и дефектов от естественного износа помещений при эксплуатации - царапины, потертости, пятна, пыль, мусор и т.п..

Сборка 3д тура

Первый способ - простой в освоении

Использование специально созданных для этого программ с графическим интерфейсом, например Panotour или Pano2VR. Программы довольно интуитивны и создание тура в них не требует навыков программирования. Минусом является высокая стоимость таких программ. Цена лицензии Panotour Pro 2.5 на момент написания статьи - 399 €.

Второй способ - трудный но бюджетный и с широким функционалом

“Ручная” сборка тура на движке KRPanо - требует предварительного обучения и навыков программирования, и тоже не бесплатная - стоимость лиценщии на момент написания статьи 129 €. Это более времязатратный, но при этом и более бюджетный вариант с широким функционалом. Сборка тура напрямую в KRPanoбольше возможностей для модернизации и оптимизации 3D тура.

Процесс сборки тура

  1. Добавление 3D панорам
  2. Добавление меню и панели управления
    1. Стандартный шаблон
    2. Индивидуальный дизайн
  3. Расстановка хотспотов - иконки (обычно стрелки) для перехода от одной панорамы к другой
  4. Выставление первоначального направления взгляда в панорамах при выборе ее через меню управления
  5. Выставление направления взгляда при переходе в панораму по хотспоту
  6. Добавление дополнительных модификаций

Публикация 3Д тура

На свой сайт

Это самый простой вариант, тур либо встраивается в отдельную страницу, либо создается кнопка/ссылка на открытие тура в новом окне.

На портал с виртуальными турами

Тут зависит от портала, на одни можно заливать самостоятельно собранные 3D туры, а на других придется отдельно загружать панорамы и собирать тур, используя веб-интерфейс сайта.

На портал или агрегатор недвижимости

Аналогично предыдущему варианту.

В социальных сетях

Вконтакте

Для публикации во Вконтакте используются приложения, созданные специально под него. Здесь нет какого-то готового решения, каждый программист предлагает что-то свое.

Facebook

Аналогично предыдущему варианту, с одним исключением. В Facebook можно публиковать одиночные 3D панорамы, используя встроенный интерфейс соцсети.
Для этого требуется только правильное заполнение метаданных изображения, чтобы Facebook мог распознать панораму и отличить ее от обычной фотографии.

Instagram

Размещение виртуального тура в Instagram возможно только в качестве неуправляемого видео.
3D тур просматривается на компьютере с одновременной записью видео с экрана, после просмотра запись останавливается и получившийся ролик публикуется в Instagram.

Youtube

  1. Аналогично публикации в Instagam
  2. Создается видеоролик 360°, в который вместо видео вставляются изображения панорам с монтажными склейками между ними - просматривается такое видео так же, как как любое видео 360°.

В качестве заключения

Виртуальный тур - это сложная услуга, идеально подходящая для рекламы жилой и коммерческой недвижимости, а также услуг различных специалистов, с ней связанных. Основной сложностью для заказчиков является выбор подрядчика из-за большого количества этапов создания тура и их сложности.

Виртуальный тур - это инструмент просмотра помещений с видом «из глаз». Вы будто смотрите на комнату, находясь в одной точке, и свободно перемещаете взгляд в любых направлениях. Вид на комнату из каждой такой точки называется «панорамой».

Planoplan позволяет пользователям самостоятельно создавать 3D панорамы и панорамные туры по планировкам квартир. Если панорамы сделаны для нескольких помещений, то между ними можно перемещаться, нажимая на значок с человечком.

3D-туры, созданные в Planoplan, можно просматривать на смартфонах в бесплатном приложении Planoplan Go! - для этого достаточно установить приложение и отсканировать QR-код виртуального тура. При наличии очков виртуальной реальности вы сможете буквально перенестись внутрь будущего дома.

Виртуальные туры по квартирам, для чего их можно использовать

Создание виртуальных туров позволяет буквально «вжиться» в помещение с разработанным дизайном или ремонтом. 360°-панорама, в отличие от обычных 3D-рендеров, позволяет оценить объемы помещений, высоту потолков, пространства между предметами меблировки.

Панорамные туры упрощают обсуждение ремонта или дизайна интерьера. Обсудить варианты отделки или новую кухню с родственниками гораздо легче, просматривая 3D-тур.

Если вы дизайнер и работаете с клиентами, или если вам нужно объяснить бригаде строителей, где будут розетки и куда поставить шкаф, - покажите виртуальный тур. Один раз увидеть своими глазами - лучше тысячи слов.

Как с помощью Планоплана создать виртуальный тур

Для создания виртуального тура необходимо добавить помещение, произвести его декорирование, установить источники света и нажать на иконку фотокамеры в верхней части рабочего поля. После этого откроется окно выбора разрешения VR-панорамы. Доступны панорамы разрешением 600 и 900 пикселей. Чем выше разрешение, тем четче и качественней будет выглядеть виртуальный тур. После отправки VR-панорамы на просчет и ее готовности, к вам поступит уведомление и QR-код для открытия 3D-панорамы в специализированном бесплатном приложении для Android и iOS Planoplan GO! Также вы можете посмотреть ролик, где наглядно продемонстрирован весь процесс создания и просмотра VR-панорамы.

Модуль поиска не установлен.

Виртуальный тур своими руками

Светлана Шляхтина

В Сети, особенно на туристических сайтах и сайтах, связанных с недвижимостью, все чаще можно встретить виртуальные туры, которые создают полную иллюзию присутствия и позволяют совершать увлекательные виртуальные экскурсии. В случае приобретения недвижимости можно, например, в ходе такого тура полностью осмотреть квартиру или дом как снаружи, так и внутри, заглянув внутрь и пройдясь по комнатам.

Перед туристической поездкой стоит совершить предполагаемый круиз виртуально, оценив в виртуальном туре гостиничный номер и ресторанный сервис, а также пройдясь по местам предполагаемых экскурсий и т.п. Поэтому нет ничего удивительного, что виртуальные туры предлагаются все чаще, и они завоевывают все большую популярность у посетителей.

Что понимают под виртуальным туром

Виртуальный тур - это некая комбинация панорамных фотографий (сферических или цилиндрических), при этом переход от одной панорамы к другой осуществляется через активные зоны (их называют точками привязки), размещаемые непосредственно на изображениях, а также с учетом плана тура. Все это дополняется озвучиванием переднего плана фоновой музыкой, а также, при необходимости, и обычными фотографиями, видеороликами, Flash-роликами, планом тура и пр.

Как было отмечено, в основе виртуальных туров лежат фотопанорамы, которые от обычных фотографий отличаются интерактивным просмотром. На практике это означает, что при просмотре панорамной фотографии пользователь видит только ту часть изображения, которая его интересует в данный конкретный момент, и при желании он может оглядеться по сторонам, посмотреть вверх и вниз, а также приблизить или удалить отдельные детали изображения. Разглядывая же обычную фотографию, зритель видит только то, что ему показывают, и никак не может управлять процессом просмотра. Еще интереснее виртуальный тур, когда пользователь по своему желанию может перемещаться между панорамами, либо через активные зоны, либо руководствуясь картой тура.

Иными словами, панорамы и виртуальные туры позволяют практически "вживую" ознакомить зрителя с окружающей обстановкой: планировкой дома или квартиры, внутренним видом автомобиля, разными вариантами оформления интерьера, внутренним убранством отеля или ресторана, основными помещениями фитнес-клуба и т.п.

Создание фотопанорам для виртуального тура

Фотопанорамы создаются из нескольких специально подготовленных перекрывающихся фотографий специальными программами, которые "сшивают" снимки в одну единую панораму, удаляя неизменно возникающие искажения. Таких программ-сшивателей на сегодня предлагается достаточно много: RealVIZ Stitcher, Photovista Panorama, The Panorama Factory, SP_STITCHER и др. В каждой программе используется своя технология сшивания изображений, а само сшивание может производиться в автоматическом, ручном или автоматическо-ручном режимах. Просматривать фотопанорамы можно в специально предназначенных для этой цели обозревателях, причем выбирать последние нужно, исходя из формата панорамного файла.

Для создания фотопанорам мы остановимся на сшивателе SP_STITCHER от компании Spherical Panorama Inc. Причина такого выбора очень проста - это единственная русскоязычная программа данного профиля, к тому же она бесплатна - оплачивается только использование готовых панорамных снимков, причем стоимость лицензии гораздо ниже, чем у других программ-аналогов. Но самое главное - данная программа создает панорамы в нужном нам формате SPF, что является обязательным условием для создания затем виртуальных туров в среде приложения SP_VTB.


Всем привет. На связи Василий Зорин. Это первая статья об авторинге панорам на 360 градусов из серии “Как создать виртуальный 3D тур своими руками в программе Panotour Pro версии 2.0 и выше”.

Итак: я сторонник практической модели обучения. Поэтому:
1. Узнайте требования к своему компьютеру и скачайте саму программу
2. Исходники для самостоятельной работы Вы можете скачать

Готово?

Тогда приступим!
И создадим Ваш первый виртуальный тур в программе Panotour Pro версии 2 и выше.

Для визуалов, предлагаю посмотреть видео инструкцию:

Ok. Давайте быстро соберем наш первый виртуальный тур из нескольких панорам. Для этого перейдем во вкладку тур “Tour”, нажмем добавить фотографии (панорамы), выберем массовый способ добавления фотографий, зажав клавишу shift, клавишей ctrl мы можем убрать не нужный нам кадр. Панорамы загрузились.

Перейдем во вкладку стиль “Style”, пока тут пусто. Нажмем на вкладку “Build”. Выберем папку для сохранения виртуального тура и введем название проекта. Я рекомендую index (при выгрузке в интернет любой браузер будет подцеплять тур автоматически). И нажмем кнопку Сохранить проект “Build tour”.
Есть 2 способа сохранить проект (вверху на панели и внизу большая кнопка).

В нижней части Вы сможете заметить полосу создания нашего виртуального тура.

Как посмотреть этот виртуальный тур?
Чтобы посмотреть нажимаем на Просмотреть тур “View last built tour”. Тур загрузился. В нем еще нет ни интерфейса ни панели навигации.

Давайте переместимся во вкладку Стиль “Style” и добавим встроенный пресет “preset”. Нажмем “Load preset” и выбираем классический пресет “Kolor Classic”. Загрузилась рабочая область, стили кнопок переходов и параметры запуска. Нажмем сохранить тур.

Давайте посмотрим виртуальный тур. В верхней части вы видите миниатюры классической панели навигации. Кликнув по которой вы сможете увидеть название панорамы и переместиться непосредственно в эту панораму. В нижней части мы видим классическую панель управления.

С помощью этих кнопок можно управлять туром: скрывать миниатюры, включать и отключать автовращение, сменить режим отображения (полноэкранный, оконный), вывести справку, скрыть всю панель управления.

Как вы можете изменить шаблон (пресет) в Panotour Pro?

Точно также: зайдите во вкладку стиль “Style”, нажмите загрузить “Load preset” и выбираем другой шаблон “Kolor Cross”. Загрузилась рабочая область, стили кнопок переходов и параметры запуска. Нажмем сохранить тур.

Давайте посмотрим виртуальный тур. В правой части мы видим джойстик. С помощью этих кнопок можно управлять туром: скрывать миниатюры, включать и отключать автовращение, сменить режим отображения (полноэкранный, оконный), вывести справку, изменять зумирование. В нижней части все та же панель с миниатюрами. А названия выводятся чуть выше.

Теперь рассмотрим еще одну панель: “Kolor Header and Footer”. Загрузилась рабочая область, стили кнопок переходов и параметры запуска. Нажмем сохранить тур. Давайте посмотрим виртуальный тур. Мы видим объединенную панель миниатюр с панелью навигации виртуального тура.

Название всего нашего тура и название панорамы, в которой находимся выводиться сверху.

Давайте загрузим шаблон “Kolor iControl”. Загрузилась рабочая область, стили кнопок переходов и параметры запуска. Нажмем сохранить тур. Давайте посмотрим виртуальный тур. В верхней части экрана мы видим названия панорам, кликнув по которым мы перемещаемся в них.

Внизу панель управления с такими же кнопками управления как в предыдущих шаблонах.

Таким образом, буквально за несколько минут мы можем собрать виртуальный тур из множества панорам.

Давайте зайдем во вкладку тур “Tour” и объединим несколько панорам в группу.
Способ 1: просто выделить несколько панорам, нажать правую кнопку мыши и “Merge in a group” либо используем
Способ 2: выделив одну панораму и переместив на другую.

Группы учитываются в меню панорам. Давайте сохраним тур и посмотрим что из этого получилось.

В верхней части тура мы видим названия наших Групп и при наведении мы можем перенестись в ту или иную панораму.

В нижней части мы видим панель управления, с помощью которой мы можем управлять нашим туром.

Поздравляю! Ваш первый виртуальный тур готов!

Если же Вы хотите освоить дополнительные спец.эффекты и более глубоко изучить эту программу, то записаться на бесплатный курс по авторингу панорам можно по

Случайные статьи

Вверх