Программы по авиамоделированию для детей. Рабочая программа "авиамоделировнаие". Материально – техническое оснащение

Муниципальное учреждение дополнительного образования

детей «Центр дополнительного образования детей "РАДУГА"

Саратовская область г. Вольск»

Утверждена на заседании педагогического совета

протокол № ______ от “____” __________20__ г.

директор МОУДОд ЦДО «Радуга»

Е.В.Иванова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«АВИАМОДЕЛИЗМ»

Программа рассчитана на воспитанников 10-16 лет.

Срок реализации: 3 года.
Составитель:

Хоменко Альберт Валерьевич

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Денисенкова Ольга Александровна

методист высшей квалификационной категории

г. Вольск


I. Пояснительная записка.
Программа «Авиамоделизм» спортивно-технической направленности и первая ступень овладения авиационной техникой. В её основу положена типовая программа Министерства Просвещения СССР «Кружки авиамоделистов», М., «Просвещение» 1988г.
Актуальность программы.

Авиамоделизм - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях объединения, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала.


Новизна программы заключается в том, что объединяет в себе обучение ребят построению различных моделей планеров и самолетов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях авиамоделизмом и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов - спортсменов.
В отличие от типовой, предлагаемая программа, в качестве мотивирующего фактора на занятиях авиамоделизмом, предусматривает постройку ребятами летающих моделей, участвующих в соревнованиях; и конструктивно обеспечивающих стабильность траектории, дальности полета и маневренности. Увеличено и время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям.
Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Цель программы:

Создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамодельным спортом.


Задачи программы :

  1. Образовательные:

    • Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации.

    • Познакомить обучающихся с различными техническими устройствами.

    • Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства.

    • Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.

  1. Воспитательные:

  • Формировать активную и всесторонне развитую личности.

  • Подготовить к труду и сознательному выбору профессии.

  • Обеспечить занятость подростков и подготовку к службе в армии.

  1. Развивающие:

  • Развивать творческие способности.

  • Формировать конструкторские умения и навыки.

  • Пробуждать и закреплять интерес к занятиям авиамоделизмом.

Данная программа является модифицированной и реализуется в течение трех лет, которые соответствуют трем образовательным уровням: первый уровень – начальное обучение ; второй уровень – углубленное изучение; третий уровень – закрепление и совершенствование полученных знаний.

Программа начального образовательного уровня обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей, усвоение этики общения в результате работы в объединении и участия в соревнованиях. Основная задача теоретических занятий - объяснить в основных чертах конструкцию, принцип действия летающего аппарата, не вникая во второстепенные детали, познакомить с историей развития авиации.

Углубленный образовательный уровень обучения направлен на расширение знаний по авиационной и авиамодельной технике, по основам аэродинамики и методике несложных технических расчетов. Основная задача теоретических занятий - расширить знания по физике полета, аэродинамике моделей и технике моделирования при постройке летающих моделей. В практической деятельности посильность занятий координируется с личностными возможностями обучающихся.

Итоговый профессионально-ориентированный уровень обучения достигается расширением и закреплением знаний по авиационной и авиамодельной технике, по основам аэродинамики. Обучающиеся самостоятельно рассчитывают модели, в том числе, с применением ПЭВМ, отрабатывают технологию их изготовления , строят модели и принимают участие в соревнованиях по авиамодельному спорту, готовятся и сдают нормы по спортивным разрядам.

В реализации данной программы участвуют дети с 10 до 16 лет, в течение трех лет, в трех возрастных уровнях.

переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.

Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания: организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить воспитаннику максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Группа первого уровня или первого года занятий комплектуется из воспитанников 10-12 лет, но в ней могут заниматься и дети более старшего возраста.

Программа первого года занятий охваты­вает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На занятиях воспитанники знакомятся с первоначальными сведениями по теории полета, истории отечественной авиации, приобретают трудовые навыки и умения.

2-й год обучения (13-14 лет)
1. Вводное занятие.

История авиамоделизма. Основные этапы развития авиамоделизма Достиже­ния советских авиамоделистов. Цель, задачи и содержание работы

в учебном году. О требованиях к качеству изготовления моделей. Правила безопасности труда.
2. Единая спортивная классификация

Единая спортивная классификация. Технические требования к летающим моделям. Правила проведения соревнований по авиа­модельному спорту. Условия присвоения спортивных званий и разрядов.

3. Аэродинамика малых скоростей

Понятие о сопротивлении воздуха. Число Рейнольдса. Подъем­ная сила. Поляра крыла. Профиль крыла. Виды полета. Подготовка и проведение опытов.

4. Модели планеров типа А-1.

Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Профили для моделей планеров. Технические требования к моделям планеров типа А-1. Автомат, ограничивающий продолжительность полета. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки моделей. Правила запуска моделей планеров.

Практическая работа. Вычерчивание рабочего чертежа модели. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. Тренировочные запуски построенных моделей.

5. Основы авиационной метеорологии

Воздушная оболочка Земли. Слои воздушной атмосферы. Как возникают воздушные течения. Служба погоды. Дневник метео­наблюдений. Восходящие потоки воздуха. Ветер. Определение силы ветра по шкале Бофорта.

Понятие о типах двигателей, используемых в авиации и авиамоделизме. Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель. Свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатация и хранение резиновых двигателей.

Устройство двухтактных микролитражных двигателей внутрен­него сгорания. Принцип работы двигателей. Охлаждение, смазка, система питания топливом, воспламенение рабочей смеси. Конструк­ция топливных бачков. Топливные смеси. Порядок их составления и хранения. Правила эксплуатации двигателей. Техника безопас­ности.

Практическая работа. Освоение навыков запуска и ре­гулировки компрессионного двигателя МК.-17.
7. Свободнолетающие модели

Технические требования к свободнолетающим моделям самоле­тов с резиновыми и поршневыми двигателями.

Воздушный винт - движитель модели. Геометрические величи­ны, характеризующие воздушный винт, диаметр и шаг винта. Прин­цип работы лопастей винта. Силы, действующие на лопасти винта при вращении.

Практическая работа. Выбор моделей для постройки. Вычерчивание рабочих чертежей моделей. Изготовление моделей. Испытания. Устранение замеченных недостатков. Тренировочные за­пуски.

8. Кордовые модели самолетов

Классы и назначение кордовых моделей. Приемы управления полетом кордовой модели. Силы, действующие на модель в полете на корде. Технические требования к кордовым моделям.

Практическая работа. Выполнение рабочих чертежей моделей. Подготовка материалов. Изготовление шаблонов. Изготов­ление деталей моделей. Сборка моделей. Пробные полеты. Устране­ние обнаруженных недостатков. Обучение кружковцев управлению полетом кордовых моделей. Тренировочные запуски моделей.
9. Учебно-наглядные пособия

Основные виды учебно-наглядных пособий: приборы для экспе­римента по аэродинамике, модели, демонстрирующие действие рулей, разрезные микродвигатели и др. Понятие о настоль­ных (музейных) моделях авиационной техники. Технология их изготовления. Составление тематических альбомов по истории воздухоплавания и авиации.

Практическая работа. Изготовление упрощенной аэро­динамической трубы, аэродинамических весов, набора тел различной обтекаемости. Изготовление настольных моделей исторических самолетов.

10. Экскурсии

Возможные объекты экскурсий: местный аэропорт или аэро­клуб ДОСААФ, авиамодельный кружок. Встречи с летчиками.

11. Заключительное занятие

Организация и проведение соревнований внутри объединения. Проведение технической конференции. Подведение итогов работы кружка. Подготовка моделей к отчетной выставке. Перспективы работы в новом учебном году. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.

3-й год обучения (15-16 лет)
1. Вводное занятие.

Цель, задачи и содержание работы в учебном году. О требованиях к качеству изготовления моделей. Примерный перечень моделей третьего года обучения. Правила безопасности труда.


2. Модели планеров типа F-1- А.

Понятие о парящем полете. Влияние про­филя крыла на качество планирования модели. Действие турбулизатора крыла на качество планирования модели. Исследование крыльев с разным удлинением.

Практическая работа. Вычерчивание рабочего чертежа модели. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.
3. Резиномоторные модели типа F-1- В.

Подбор винтомоторной группы и резиномотора.

Практическая работа. Вычерчивание рабочего чертежа модели. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Изготовление складного винта и резиномотора. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. Тренировочные запуски построенных моделей.
4. Таймерные модели типа F-1- С.

Работа по форсированию микродвига­телей, подбор винтомоторной группы

Практическая работа. Вычерчивание рабочего чертежа модели. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Изготовление складного винта. Форсирование микродвигателей. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. Тренировочные запуски построенных моделей.
5. Радиоуправляемые модели самолетов.

Понятие о радиоуправляемых моделях. Классификация моделей. Классификация двигателей и воздушных винтов. Виды радиоуправлений и рабочие частоты.

Практическая работа. Сборка моделей из узлов. Установка двигателей и аппаратуры. Настройка и регулировка. Тренировочные запуски моделей, устранение обнаруженных недостатков.


  1. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы объединения за год.

Практическая работа. Организация соревнований внутри объединения и проведение. Подготовка моделей к отчетной выставке. Показательные запуски.

Этапы педагогического контроля

IV. Методическое обеспечение программы

Одно из важнейших условий успешного проведения учебно-воспитательной работы в объединении - ее плановость и организационная четкость. Работа планируется в начале учебного года.

Его структура и содержание зависят от года занятий объединения, материальной базы, опыта руководителя и других факторов.

Учебная работа планируется на основании модифицированной программы.

Примерно пятая часть времени отводится на теоретические занятия, остальное - на практические. Продолжи­тельность бесед не более 10 - 15 мин.

Занятия авиамодельного объединения проводятся в специально обо­рудованной мастерской. Обычно на одном занятии сочетаются различные виды деятель­ности: обучающиеся слушают объяснения педагога, выполняют практические работы, конструируют модели самолетов и планеров, самостоятельно изучают техническую и справочную литературу, журналы.

Итак, занятия включают: сообщение теоретических све­дений, формирование умений и навыков в выполнении различных операций, закрепление и проверку полученных знаний и навыков. На практических же занятиях воспитанники учатся работать на станках, а также ручными инструментами: ножом, ножницами паяльником , изготавливают модели и т.д. Закрепляют полученные знания и навыки при самостоятельной работе над моделями.

Занятия в объединении отвечают следующим требованиям:

1. Определяется учебная цель каждого занятия в соответствии с программой и планом работы.

2. Подбор учебного материала осуществляется с учетом содержа­ния темы и поставленных задач.

3. Используются разнообразные методы работы с учетом темы, уровня подготовки обучающихся, материальной базы; эти методы обеспечивают максимальную активность всех воспитанников, творческий подход к решению постав­ленных задач.

5. Сочетаются коллективная и индивидуальная формы работы.

Методы обучения. На занятиях авиамодельного объединения приме­няют различные методы обучения, которые обеспечивают получе­ние воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков, активизи­руют их мышление, развивают и поддерживают интерес к авиамоделизму.

Излагается теоретический материал, используя словесные методы: рассказ, объяснение или беседу; сочетать с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций.

Чтобы выработать у воспитанников практические умения и навыки, им вначале предлагается изготовить несложные модели. Затем, усложняя задание, обучающиеся приучаются к самостоятельности, вводятся элементы творчества.

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий , уровня подготовки и опыта обучающихся. Так, на первом году занятий используется метод инструктирования. В объединениях вто­рого и особенно третьего годов занятий применяется методы консультаций и работы с технической и справочной литературой; воспитанники подготавливают сообщения и рефераты по основным проблемам авиации.

Основной метод проведения занятий объединения – практические работы как важнейшее средство связи теории и практики в обуче­нии. Их цель - закрепить и углубить полученные теоретические знания учащимися, сформировать соответствующие навыки и умения.

На выбор методов обучения существенно влияет материально-техническая база объединения: наличие материалов, инструмента, обо­рудования.

Правильная постановка учебного процесса, сочетание разных методов обучения способствуют развитию технического мышления обучающихся и успешной работе авиамодельного объединения.
Материально техническое обеспечение.


  • Деревообрабатывающие станки;

  • Наборы простейших моделей самолетов;

  • Ручной инструмент для индивидуальной работы детей;

  • Наглядные пособия.

V. Список литературы.


  1. Голубев Ю. А., Камышев Н. И. Юному авиамоделисту.- М.: Просве­щение, 1979.

  2. Ермаков А. М. Простейшие авиамодели.- М.: Просвещение, 1984.

  3. Зуев В. П., Камышев Н. И., Качурин М. В., Голу­бев Ю. А. Модельные двигатели- М.: Просвещение, 1973.

  4. История гражданской авиации СССР.- М.: Воздушный транспорт, 1983.

  5. Киселев Б. А. Модели воздушного боя.-М.: ДОСААФ, 1981.

  6. Никитин Г. А., Баканов Е. А Основы авиации.- М.: Транспорт, 1984.

  7. Павлов А. П. Твоя первая модель.- М.: ДОСААФ, 1979.

  8. Пантюхин С. П. Воздушные змеи.- М.: ДОСААФ, 1984.

  9. Рожков В. С. Авиамодельный кружок.- М.: Просвещение, 1986.

  10. Сироткин Ю. А. В воздухе - пилотажные модели.- М.: ДОСААФ, 1973.

  11. Смирнов Э. П. Как сконструировать и построить летающую модель.- М.: ДОСААФ, 1973.

  12. Тарадеев Б. В. Летающие модели-копии.- М.: ДОСААФ, 1983. Яковлев А. С. Советские самолеты.- М.: Наука, 1975.

  13. Программы. Техническое творчество учащихся. Москва, «Просвещение», 1988

  1. Журналы “Моделист-конструктор” за разные года.

  2. Журналы “Юный техник” за разные года.

  3. Голубев Ю. А., Камышев Н. И. Юному моделисту. – М.: Просвещение, 1979.

  4. Ермаков А. М., Простейшие авиамодели, М., Просвещение 1989.

  5. Журавлева А. П., Что нам стоит флот построить , М., Патриот, 1990.

  6. Раевский О. К., Авиамоделирование, М., ДОСААФ СССР, 1990.

  7. Смирнов Э. Как сконструировать и построить модель, ДОСААФ, М., 1973.

Утверждена на методическом совете


Протокол №_____ от «____» _____________________ г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

РЫБНО-СЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУДОД

«Центр детского творчества»

____________ /Р.Г. Иминова/

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«АВИАМОДЕЛЬНЫЙ КРУЖОК»
Возрастной состав обучающихся: 7-17 лет

Продолжительность обучения: 2 года

Составитель: Тихонов Юрий Яковлевич, педагог дополнительного образования МОУДОД «Центр детского творчества»

пгт Рыбная Слобода

Первый год обучения 6


  1. Учебно-тематический план 6

  2. Содержание программы 6
Второй год обучения 8

  1. Учебно-тематический план 8

  2. Содержание программы 8
Методическое обеспечение программы 11

Материально-техническое база 12

Список литературы 13

Приложение 14
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет спортивно-техническую направленность.
Трудовое обучение призвано отобразить многообразие человеческой деятельности, способствовать всестороннему развитию учащихся с учетом их интересов, склонностей, возрастных особенностей. В основе трудового обучения – общетрудовая культура – планирование предстоящей деятельности, организация рабочего места, достижение высокого качества труда при полной его безопасности.

Актуальность данной программы заключается в том, что занимаясь авиамоделированием, юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Они знакомятся с общим устройством самолета, с основами его конструирования, изучают принципы работы двигателей и других механизмов.

Авиамоделизм - первая ступень к овладению современной техникой, помогает решить вопрос о выборе своей будущей профессии

Авиамоделисты строят модели самых различных схем, конструкций, размеров и назначения – от простейших до моделей усложненной конструкции.

В данной программе, созданной для эффективной работы авиамодельного кружка, определены цели и задачи, теоретические сведения и практические занятия, образовательно-воспитательная работа и обеспечение программы.

Настоящая программа ставит цель:

Содействие формированию и развитию интереса к авиамоделизму, к авиации;

Содействие развитию творческих способностей в области технических знаний.

Задачи:

Образовательные

Содействие формированию элементов проектных технико-конструкторских и технологических знаний; формированию исследовательских умений, научного мировоззрения; привитию навыков и умений работы с различными материалами и инструментами.

Развивающие

Содействие развитию творческих способностей обучающихся; развитию элементов технического мышления и конструкторских способностей, фантазии, изобретательности и потребности детей в творческой деятельности; развитию познавательной активности и способности к самообразованию; формированию опыта проектной, конструкторской и технологической творческой деятельности; развитию интереса к профессиям в области автомобильной техники и её истории в нашей стране и за рубежом

Воспитательные

Воспитание ценностно-личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения; желания трудиться над созданием технических объектов.

Отличительной особенностью данной программы является большая направленность на электрифицированные модели, чем на модели с двигателями внутреннего сгорания, больший упор делается на изучение основ электротехники и электроники. Это связано с материально-технической базой кружка и определенным опытом и знаниями руководителя.

Занятия проводятся с обучающимися в возрасте 7-17 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Учащиеся 1-5 класса занимаются по программе 1-го года обучения, 6-10 классов – 2-го года обучения.

Программа каждого года занятий рассчитана на 144 часа. Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами 10 минут.

Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретенных школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным минимумом.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области технического проектирования, конструирования и технологии обработки конструкционных материалов.

Выбирая формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся, следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности.

Ожидаемые результаты:

Участие во внутрикружковых и республиканских соревнованиях.

Участие в районных и республиканских выставках («Мир твоих увлечений»);

Участие в конкурсах

Сформированность значимых качеств личности: трудолюбия, аккуратности, порядочности, ответственности.

Контроль знаний проводится в виде выставок моделей, соревнований, конкурсов. Программа предусматривает применение средств диагностики достигнутых результатов.

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце 2-го года обучения.

Учащиеся могут:

Самостоятельно подбирать материалы для корпусов моделей и деталей ходовой части;

Знать приемы работы с различными материалами и способами их обработки;

Самостоятельно разрабатывать модели и чертежи моделей;

Работать с различными инструментами и приспособлениями, знать правила их использования (техника безопасности);

Рассказать об устройстве самолета;

Рассказать об электрическом токе и электродвигателях;

Участвовать в выставках;

Выступать на соревнованиях.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

Особое внимание в работе кружка занятий уделяется правилам безопасности труда при изготовлении и запуске моделей. В плане кружка предусмотрены беседы об авиамоделизме. Необходимо иметь в виду, что для каждого кружковца не обязательна постройка всех видов моделей, указанных в плане работы. Достаточно, если ученик в течение учебного года построит одну-две простые модели или одну сложную..

Наиболее подготовленные учащиеся могут участвовать в республиканских соревнованиях. С этой целью их знакомят с техническими требованиями к моделям, представляемым на соревнования, с условиями проведения соревнований.

Важным методом работы являются встречи с родителями учащихся. Руководитель кружка поддерживает отношения с классными руководителями, родителями кружковцев.

Итоговые работы, лучшие модели демонстрируются на выставках ЦДТ и республиканских выставках.

1-й год обучения


Количество часов на занятия

Название темы


Теорети-ческие

Практи-ческие

Всего

Вводное занятие.

3

3

Основы безопасности труда в авиамодельной лаборатории.

2

1

3

Бумажные летающие модели.

1

8

9

Воздушный змей.

2

10

12

Планер. Модели планеров.

2

28

30

1. Аэродинамика полета планеров и их конструкция.

2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала.

3. Изготовление шаблонов и стапелей.

12

12

4. Сборка крыла, оперения и фюзеляжа.

8

8

5. Оклейка крыла и оперения.

4

4

6. Окончательная обработка и сборка модели.

2

2

Самолет. Модели самолетов.

4

80

84

1. Аэродинамика полета самолета и его конструкция.

2. Обзор типов двигателей самолетов, краткое знакомство с их конструкцией.

3. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала.

4. Изготовление шаблонов и стапелей.

20

20

5. Сборка крыла, оперения и фюзеляжа.

12

12

6. Изготовление винтомоторной группы.

22

22

7. Оклейка крыла и оперения.

12

12

8. Окончательная обработка и сборка модели.

8

8

Организация и проведение соревнований.

3

3

Итого:

14

130

144

    Ø Развитие творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей.

    Задачи программы:

    Образовательные:

    1. Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации

    2. Познакомить учащихся с различными техническими устройствами

    3. Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства

    4. Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.

    Развивающие:

    1. Развить творческие способности

    2. Формировать конструкторские умения и навыки

    3. Закрепить интерес к занятиям авиамоделизмом

    Воспитательные:

    1. Развить активную и всесторонне - развитую личность

    2. Подготовить к труду и сознательному выбору профессии

    3. Занятость подростков и подготовка к службе в армии.

    Ожидаемые результаты

    Результатом работы объединения « Авиамодельный» можно считать:

    Обучающиеся будут знать:

    1. Основные типы авиамоделей,

    2. Различия между выполнением стендовых и действующих моделей.

    3. Основные элементы простейших конструкций моделей.

    4. Терминологию моделизма.

    5. Основы макетирования.

    6. Виды материалов, применяемые в моделировании.

    7. Технику безопасности при работе с инструментами.

    8. Правила проведения соревнований по модельному спорту.

    Обучающиеся будут уметь:

    1. Изготавливать разные виды простых моделей из бумаги.

    2. Изготавливать планеры с резиномоторным двигателем.

    3. Изготавливать кордовые модели.

    4. Регулировать модели.

    5. Проводить соревнования.

    Настоящая программа предполагает обучение учащихся с 4 по 9 классы. Программа рассчитана на 130 часов, (4 часа в неделю - по 2 занятия). Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 6 - 8 человек.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Авиамоделирование" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников»

ПРОГРАММА

«Авиамоделирование»

(первого года обучения, на 130 часов)

возраст обучающихся 11 -16 лет,

Немкин Константин Васильевич,

педагог дополнительного образования

г.ХАНТЫ-МАНСИЙСК,

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с Законом об образовании, типовым Положением о дополнительном учреждении, Конвенция о правах ребенка, Уставом СЮТ.Программа является модифицированной и спортивно-технической направленности.

Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует значительного улучшения подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению техническими знаниями, развития у школьников творческого мышления. В профессиональной ориентации школьников, в выборе каждым учащимся жизненного пути немалую роль может сыграть техническое творчество. Сегодня мальчишка мастерит модель, а завтра он может стать рационализатором и изобретателем. Тяга к технике, к изобретательству пробуждается уже в раннем детстве.
Главная наша задача своевременно заметить способности и любознательность ребенка, вовремя помочь ему. В детском техническом творчестве мы видим и решение другой важной проблемы - увлечь даже самых «трудных» подростков, приобщить их к полезному делу.
Конструирование моделей, механизмов, несложных машин, приборов и приспособлений и т.п. способствует возникновению и формированию интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских способностей, служит одним из важных средств трудового обучения и воспитания школьников. Трудовое воспитание и техническое творчество взаимосвязаны, обусловливают друг друга, являясь двумя сторонами единого процесса подготовки школьников к творческой трудовой деятельности, решают одновременно задачи нравственного и эстетического воспитания.
Использование полуфабрикатов, новых материалов, специальных приспособлений и некоторых станков позволяет уменьшить в несколько раз время на выполнение трудовых операций, повысить качество работы, приблизить труд к современному высокоразвитому производству и тем самым улучшить педагогическую направленность всей деятельности объединения.
Организация и занятия любого технического объединения, а, следовательно, и объединения - «Авиамоделизм», отличаются от школы тем, что это занятие любительское добровольное. А любительством можно заниматься всю жизнь, не зависимо от основной профессии. Ребята идут в технические кружки тогда, когда у них пробудился интерес к технике, появилось желание самим, своими руками строить модели. Основная задача объединения - закрепить и развить интерес ребят к технике.
Авиамоделизм - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала, применению знаний и умений на уроках.

Цель программы:

    Воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков.

    Обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.

    Развитие творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей.

Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования.

Задачи программы:

Образовательные:

    Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации

    Познакомить учащихся с различными техническими устройствами

    Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства

    Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.

Развивающие:

    Развить творческие способности

    Формировать конструкторские умения и навыки

    Закрепить интерес к занятиям авиамоделизмом

Воспитательные:

    Развить активную и всесторонне – развитую личность

    Подготовить к труду и сознательному выбору профессии

    Занятость подростков и подготовка к службе в армии.

Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Ожидаемые результаты

Результатом работы учащихся в кружке « Авиамодельный» можно считать:

Учащиеся будут знать:

    Основные типы авиамоделей,

    Различия между выполнением стендовых и действующих моделей.

    Основные элементы простейших конструкций моделей.

    Терминологию моделизма.

    Основы макетирования.

    Виды материалов, применяемые в моделировании.

    Технику безопасности при работе с инструментами.

    Правила проведения соревнований по модельному спорту.

Учащиеся будут уметь:

    Изготавливать разные виды простых моделей из бумаги.

    Изготавливать планеры с резиномоторным двигателем.

    Изготавливать кордовые модели.

    Регулировать модели.

    Проводить соревнования.

Настоящая программа предполагает обучение учащихся с 4 по 9 классы. Программа рассчитана на 130 часов, (4 часа в неделю – по 2 занятия). Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 6 - 8 человек.

Календарно-тематический план 1-го года обучения

Дата

Раздел

Теоретическая часть

Кол-во

часов

Практическая часть

Кол-во

часов

Всего

часов

1.Вводное

занятие

Цель и задачи объединения.

2. Основные понятия теории полётов

2.Атмосфера.

3.Подъемная сила.

4.Лобовое сопротивление.

5.Крыло и его характеристики.

1.Модель «Коршун»

2.Модель самолёта «Скат»

3.Модель самолёта «Шаттл»

4.Модель самолёта «Канары»

5 Модель самолёта «Дельта»

3. Воздушные змеи и их модели

1.Из истории воздушных змеев.

2.Типы воздушных змеев.

5.Правила безопасной работы.

6.Загадки

10.Правила безопасной работы.

12.Аэродинамические силы.

  1. 3.Пропилы с торцов реек.

7.Запуск воздушного змея.

1.Расчёт коробчатого змея.

    Планеры и их модели

1.Беседа «Планирующий полет».

4.Планеризм.

7.Способы запуска планеров.

8.Правила запуска модели.

1.Чертёж модели планера.

2.Подготовка материалов.

3.Изготовление фюзеляжа.

4.Изготовление киля.

5.Изготовление стабилизатора

6.Изготовление крыла:


- изготовление пилона крыла.

    Вертолеты и их модели

3.Использование вертолетов.

4.Резиномоторный двигатель.

5.Викторина «Вертолёты».

6.Беседа «Авиация».

7.Правила безопасной работы.

    Самолеты и их модели

4.Работа воздушного винта.

5.Реактивные самолеты.

6. Правила безопасной работы.


4.Изготовление шасси, винта.

5. Сборка модели:

Нахождение ЦТ модели;

    Стендовые и коллекционные модели самолётов

6.Правила безопасной работы.

7.Беседа «Самолёты».

8. Кроссворд «Авиация».

6.Покраска самолёта марки «И-270»

7.Сборка самолёта Ф – 15

8.Покраска самолёта Ф - 15

    Изготовление стендовых вертолётов

1.Беседа «Полёт на вертолёте»

3.Международные требования до масштабов стендовых моделей.

5.Правила ТБ

7.Кроссворд «Вертолёты»

1.Сборка вертолёта «Ми – 8»

2.Покраска вертолёта «Ми – 8»

5.Сборка вертолёта

6.Покраска вертолёта


    Заключительное занятие

1.Правила ТБ

2.Подведение итогов работы объединения.

Показательные запуски.

Выставка моделей, изготовленных за год.

Тематический план 1-го года обучения

Темы

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

Основные понятия теории полётов

Воздушные змеи и их модели

Планеры и их модели

Вертолёты и их модели

Самолёты и их модели

Стендовые и коллекционные модели самолётов

Изготовление стендовых вертолётов

Заключительное занятие

Тема 1: Вводное занятие – 2 часа

Теоретическая часть

Цель и задачи объединения.

Основы техники безопасности труда.

Практическая работа

Изготовление бумажной летающей модели «Планер».

Тема 2: Основные понятия теории полётов – 12 часов

Теоретическая часть

1.Воздух и его основные свойства.
2.Атмосфера.
3.Подъемная сила.
4.Лобовое сопротивление.
5.Крыло и его характеристики.
6.Центр тяжести, устойчивость в полете.

Практическая работа

Изготовление бумажной летающей модели:

1.Модель «Коршун»

2.Модель самолёта «Скат»

3.Модель самолёта «Шаттл»

4.Модель самолёта «Канары»

5 Модель самолёта «Дельта»

6.Соревнования с бумажными моделями.

Тема 3: Воздушные змеи и их модели – 26 часов

Теоретическая часть

1.Из истории воздушных змеев.

2.Типы воздушных змеев.

3.Воздушный змей, как летающий аппарат.
4.Аэродинамические силы, которые действуют на воздушного змея в полете.

5.Правила безопасной работы.

6.Загадки

7. Правила запуска воздушного змея.

8.Коробчатый змей – один из видов.

9.Виды материалов и их обработка.

10.Правила безопасной работы.

11.Кроссворд «Летающие аппараты».

12.Аэродинамические силы.

13.Правила ТБ при запуске коробчатого змея.

Практическая работа

Изготовление плоского воздушного змея

1.Черчение эскиза воздушного змея с нанесением точных размеров.

2. Нарезание реек согласно размерам в эскизе.

Обработка реек наждачной бумагой.

3.Пропилы с торцов реек.

Отметить места пересечения реек. Закрепить места пересечения реек ниткой.

Зафиксировать нитку, промазав ее клеем ПВА.

4.Обтянуть каркас змея ниткой, леской, протягивая ее через пропилы с торцов реек. Зафиксировать нитку, леску с торцов реек, промазав их клеем ПВА.

5.Расположение каркаса змея на ткани, пленке, бумаге и разметка контура змея с припуском в 2 сантиметра.

6.Обтяжка каркаса змея обшивкой, закрепление хвоста.

7.Запуск воздушного змея.

Изготовление коробчатого воздушного змея

1.Расчёт коробчатого змея.

2.Подготовка и обработка материалов.

3.Изготовление коробчатого змея.

4.Сборка и обтяжка коробчатого змея.

5. Регулировка и запуск коробчатого змея.

Тема 4: Планеры и из модели – 18 часов

Теоретическая часть

1.Беседа «Планирующий полет».

2.Правила обработки материалов.
3.Конструкции современных планеров.
4.Планеризм.
5.Дельтаплан, разновидность планера

6.Правила безопасной работы: с клеем, с колющими инструментами.
7.Способы запуска планеров.

8.Правила запуска модели.

Практическая работа

Изготовление схематических моделей планеров.

1.Чертёж модели планера.

2.Подготовка материалов.

3.Изготовление фюзеляжа.

4.Изготовление киля.

5.Изготовление стабилизатора

6.Изготовление крыла:
- изготовление центроплана крыла;
- изготовление " Ушек " крыла;
- изготовление пилона крыла.

7.Регулировка и запуск моделей планеров.

8.Соревнования с изготовленными моделями.

Тема 5: Вертолёты и их модели – 14 часов

Теоретическая часть

1.Простейшая модель вертолёта «муха».

2.История возникновения вертолётов.

3.Использование вертолетов.

4.Резиномоторный двигатель.

5.Викторина «Вертолёты».

6.Беседа «Авиация».

7.Правила безопасной работы.

Практическая работа

Изготовление простейшей моделей вертолета «Муха»

1.Подборка и обработка материалов, разметка по шаблону сторон детали.

2. Срезка и обработка укосов. Обработка винта и кромки.

3.Отвешивание винта, армирование кончиков лопастей, вклеивание пусковой палочки. Запуск.

Изготовление вертолёта с резиномотором:

1.Изготовление фюзеляжа, который состоит из двух вертикальных реек, двух бобышек и крылышек.

2.Изготовление крылышек вертолета и их обтяжка.

3.Изготовление воздушного винта.

4.Изготовление резиномотора. Запуск.

Тема 6: Самолёты и их модели – 14 часов

Теоретическая часть

1.Первые испытания и способы изготовления самолетов.

2.Гражданские и военные самолеты.

3.Основные элементы конструкции самолетов.

4.Работа воздушного винта.

5.Реактивные самолеты.

6. Правила безопасной работы.

7. Ведущие авиаконструкторы страны.

Практическая работа

Изготовление схематической резиномоторной модели самолета.

1.Выполнение чертежей основных деталей модели в натуральную величину.

2.Изготовление крыла и нервюр.

3.Изготовление кромок стабилизатора, крючка для резиномотора.

4.Изготовление шасси, винта.

5. Сборка модели:

Крепление к силовой рейке хвостового оперения, винта с подшипником, шасси, подвешивание резиномотора;

Нахождение ЦТ модели;

Установка крыла и его закрепление.

6.Регулировочные запуски, соревнования.

Тема 7: Стендовые и коллекционные модели самолётов – 24 часов

Теоретическая часть

1.Стендовый авиамоделизм, как один из видов технического творчества.

2.Особенности покраски стендовых моделей.

3.Международные требования до масштабов стендовых моделей.

4.Коллекционные стендовые модели.

5.Секреты технологии сборки стендовых самолётов.

6.Правила безопасной работы.

7.Беседа «Самолёты».

8. Кроссворд «Авиация».

Практическая работа

Изготовление стендовых самолётов:

1.Сборка самолёта марки «Як-9д»

2.Покраска самолёта марки «Як-9д»

3.Сборка самолёта марки «Ан-2»

4.Покраска самолёта марки «Ан-2»

5.Сборка самолёта марки «И-270»

6.Покраска самолёта марки «И-270

7.Сборка самолёта «Ф – 15»

8.Покраска самолёта «Ф – 15»

Тема 8: Изготовление стендовых вертолётов – 16 часов

Теоретическая часть

1.Беседа «Полёт на вертолёте»

2.Коллекционные стендовые вертолёты

3.Международные требования до масштабов стендовых моделей.

4.Особенности покраски стендовых моделей.

5.Правила ТБ

5.Секреты технологии сборки стендовых вертолётов.

7.Кроссворд «Вертолёты»

8.Виды покрытия стендовых вертолётов.

Практическая работа

Изготовление стендовых вертолётов:

1.Сборка вертолёта «Ми – 8»

2.Покраска вертолёта «Ми – 8»

3.Сборка вертолета «Ночной охотник»

4.Покраска вертолёта «Ночной охотник»

5.Сборка вертолёта

6.Покраска вертолёта

Тема 9: Заключительное занятие – 4 часа

Теоретическая часть

1.Правила техники безопасности.

2.Подведение итогов работы кружка.

Практическая работа

1.Показательные запуски.

2.Выставка моделей, изготовленных за год.

Материально – техническое оснащение.

    Станки –

    • комбинированный по дереву,

      сверлильный,

      заточной,

      токарно-винторезный,

      электролобзик,

      шлифмашинка,

      воздушный компрессор.

    Инструмент-

Плоскогубцы, - напильники,

Пассатижи, - стальная щетка,

Круглогубцы, - сверла,

Отвертки, - резьбонарезной инструмент,

Молоток, - рубанок,

Ножовка по металлу, - ручная дрель,

Киянка, - линейки,

Ножовка по дереву, - штангенциркуль,

Стамески, - микрометр,

Весы с разновесами, - угольник,

Тестер, - эл. паяльник,

    Материалы –

Древесина, - фанера,

Стеклоткань, - микалентная бумага,

Лавсан, - резина,

Картон, - листовые металлы,

Нитки, - проволока,

Клей, - олово,

Нитрокраска, - крепеж,

Нитролак, - углеволокно.

    Дополнительное оборудование –

    • ракетные двигатели,

      зарядное устройство,

      аккумуляторы.

Обеспечение программного материала.

    Технические средства обучения

    телевизор,

    компьютер,

    магнитофон.

    Учебно- наглядные пособия

    учебные плакаты,

    информационный стенд,

    наглядные пособия,

    схемы, чертежи.

Литература для педагога и детей

    Антонов А.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов Москва, Просвещение, 1982

    Гоевский О.К. Авиамоделирование. М.:ДОСААФ, 1990

    Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России -М.: Машиностроение, 1989

    Ермаков А.М. простейшие авиамодели -М.: Просвещение, 1984

    Рожков В.С. Авиамодельный кружок -Просвещение, 1986

    Лагутин О.В. Самолёт на столе -М.:ДОСААФД988

    Вилле Р.И. Постройка летающих моделей-копий -М.:ДСААФ, 1986

    Павлов А.П. Твоя первая модель -М.:ДСААФ, 1979

    Калина Иржи Двигатель для спортивного моделизма -М.:ДСААФ, 1988

    В.А. Заворотов. От идеи до модели - М.: «Просвещение», 1988

Журналы

    «Авиация и космонавтика»,

    «Авиационно-космический курьер»,

    «Моделист- конструктор»,

    «Ключ на старт»,

    «Крылья Родины»,

    Дополнительная образовательная программа «Авиамоделизм»

    Пояснительная записка

    Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Модель самолета – это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определенные навыки и знания. В процессе изготовления моделей учащиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.

    Занимаясь в авиамодельном кружке, школьники получают необходимые трудовые навыки, их мечта об авиации часто перерастает в увлеченность, а увлеченность определяет выбор профессии. Авиамоделизм – это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию.

    Направление дополнительной образовательной программы «Юный авиамоделист»: спортивно-техническое.

    Актуальность программы

    Эта программа актуальна тем, что в ней удачно сочетаются практика и теория. Учитываются современные требования к моделям, технологиям и материалам, для их изготовления.

    Программа построена по модульному принципу, основными модулями являются: начальное техническое моделирование, моделирование ракет, авиамоделирование.

    Она предусматривает расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике. В процессе изготовления моделей, воспитанники приобретают различные технологические навыки, знакомятся с конструкцией различных летающих моделей. Особенностью программы является ее профессиональная ориентированность и преемственность в обучении.

    В работе с воспитанниками особое внимание уделено освоению основных технологических приемов изготовления моделей, практических навыков по их регулированию и запуску. Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

    Цель программы

    • развитие технических, творческих способностей воспитанника, по средствам изготовления различных видов моделей: самолетов, планеров, ракет.

    Задачи программы

    • обучающие:
    1. Формирование навыков работы с инструментами, станками и приспособлениями при обработке различных материалов.
    2. Формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей – самолетов, планеров, ракет.
    3. Обучение воспитанников технической терминологии, понятиям и сведениям.
    • развивающие :
    1. Формирование интереса к технике и техническим видам деятельности.
    2. Развитие мотиваций воспитанника к творческому поиску.
    3. Развитие творческого мышления.
    4. Развитие умений организации учебного труда.
    5. развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать…).
    • воспитательные :
    1. Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач.
    2. Воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело.
    3. Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности.

    Организация деятельности кружка

    Программа рассчитана на 5 лет обучения, для реализации в условиях МОУ ДОД «Станция юных техников» в мастерской, где имеются необходимые станки и оборудование, инструменты по обработке древесины и металла. Разработана на основе «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Техническое творчество учащихся”, М.Просвещение, 1995», «Дополнительной общеобразовательной программы (в сокращенном виде) “Юный авиатор”» Осипенко Вячеслава Михайловича – дипломанта IV Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей и пособия Рожкова В.С. Авиамодельный кружок. – М: “Просвещение”, 1978г.

    Учебный год в авиамодельном кружке продолжается с сентября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы. Наполняемость авиамодельного кружка 20-35 человек, в группах по годам обучения 4-5 обучающихся.

    Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений, по принципу последовательности обучения – «от простого к сложному».

    Группа первого года обучения комплектуется из учащихся 2-3 классов, не имеющих специальных знаний и навыков практической работы. Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часов. Группа работает 4 часа в неделю, всего 36 занятий за учебный год.

    В группе второго года обучения деятельность обучающихся имеет определенную направленность, что требует от них некоторых специальных знаний, умений и навыков. Программа рассчитана на учащихся 4-5 классов, прошедших начальное обучение. Группа работает 6 часа в неделю, 36 занятий, всего 216 часов в год.

    В группе третьего года обучения обучающиеся расширяют и закрепляют знания по авиационной и авиамодельной технике, углубленно изучают основы аэродинамики, самостоятельного расчёта конструкции моделей. Занятия в кружке знакомят учащихся с авиационными специальностями, помогают в выборе профессии, подготавливают к самостоятельной дальнейшей работе. Программа обучения рассчитана на учащихся 6-7-х классов. Годовая нагрузка 288 часов, 36 занятий по 8 часа в неделю.

    В группе четвертого года обучения решается задача максимального развития творческих способностей обучающихся, приобщения их к рационализаторской, изобретательской деятельности, участия в соревнованиях по авиамодельному спорту. Уровень знаний, умений и навыков членов кружка должен быть достаточно высоким. Программа обучения рассчитана на учащихся 8-9-х классов. Годовая нагрузка 288 часа, 36 занятия по 8 часа в неделю.

    Пятый год обучения возможен для воспитанников, освоивших полный курс обучения по данной программе за четыре года и обладающих необходимыми основными и дополнительными знаниями и умениями в области авиамоделизма. В таком случае продолжение обучения может осуществляться в плане подготовки спортсменов – разрядников, по индивидуальному плану и направлению. Программа рассчитана на выпускников школы: учащихся 10-11-х классов, а также для студентов лицеев и колледжей. Группа работает 8 часа в неделю, 36 занятий, 288 часа в год.

    Контроль результатов обучения

    Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения:

    1. Текущий (осуществляется на каждом занятии педагогом):

    • проводятся беседы в форме «вопрос-ответ», с ориентацией на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного;
    • анализ педагогом выполняемой работы и готовых изделий.

    2. Итоговый контроль:

    • После каждого изученного раздела предусматривается проведение мини-соревнований, выставок, устного опроса полученных результатов.
    • На соревнованиях различного уровня с моделями, изготовленными воспитанниками на занятиях.

    3. Годовой контроль:

    • После третьего года обучения проводятся районные, областные, соревнования, по результатам которых видно, на сколько процентов ученик усвоил обучение по данной программе.

    Результат обучения

    Поданной программе результатом обучения является определенный объем знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей, повышение престижа объединения, презентабельные результаты: соревнования выставки.

    Формы подведения итогов

    Итогами реализации дополнительной образовательной программы по годам обучения являются:

    • 1-й год – участие во внутрикружковых соревнованиях;
    • 2-3-й год – участие в районных и краевых соревнованиях;
    • 4-5-й год – участие в районных и краевых соревнованиях;

    а также участие в различных конкурсах и выставках технического творчества.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

    Учебно-тематический план группы первого года обучения

    № п/п Тема Количество часов
    всего на
    теоретические
    занятия
    на
    практические
    занятия
    1 Вводное занятие 4 2 2
    2 Простейшие бумажные модели 20 4 16
    3 Плоские Воздушные змеи 20 8 12
    4 Вертолеты. Модель вертолета «Муха» 14 4 10
    5 Планеры. Их модели 50 10 40
    6 Простые ракеты. 20 6 14
    7 Соревнования 12 4 8
    8 Заключительное занятие 4 2 2
    Итого 1 44 40 104
    1. Вводное занятие

    Задачи и примерный план работы кружка. Правила поведения в кружке. Инструменты и приспособления, применяемые в кружке, их назначение. Безопасные приемы работы. Литература, рекомендуемая для чтения.

    Практическая работа.

    Изготовление простейших летающих моделей путем сгибания бумаги: «Стрела», «Летающее крыло».

    1. Простейшие бумажные модели

    Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол “V”, угол атаки.

    Способы летания в природе.

    Три принципа создания подъемной силы: аэростатический, аэродинамический и реактивный. Воздух и его основные свойства.

    Практическая работа.

    Изготовление бумажных летающих моделей, простейшего планера, планера с подкосами или со свободнонесущим крылом. Соревнования с построенными моделями.

    Постройка простейшей модели парашюта с самопуском.

    Проведение соревнований с построенными моделями.

    1. Воздушные змеи. Плоский воздушный змей

    Краткая история развития воздушных змеев. Практическое использование воздушного змея как первого летательного аппарата. Сведения о воздухе. Ветер, его скорость и направление, сила.

    Практическая работа.

    Постройка простейшего змея – плоского “русского змея”.

    Постройка “воздушного почтальона”.

    Запуск построенных змеев.

    1. Вертолеты. Модель вертолета «Муха» («Бабочка»)

    Краткий исторический очерк. Принцип работы воздушного винта. Создание и развитие вертолетов.

    Практическая работа.

    Изготовление простейшей модели вертолета «Муха» («Бабочка»).

    Запуск моделей вертолета.

    Проведение соревнований с построенными моделями.

    1. Планеры. Модели планеров

    Краткий исторический очерк. Создание планера О. Лилиенталем и его полеты. Первые отечественные планеры. Рекордные полеты отечественных планеристов. Использование планеров в Великой Отечественной войне. Развитие дельтапланеризма.

    Практическая работа.

    Постройка схематических моделей планеров. Профиль и установочный угол крыла.

    Сборка крыла.

    Изготовление хвостового оперения, рейки-фюзеляжа.

    1. Простые ракеты.

    Краткий исторический очерк. Современные ракеты. Роль отечественных ученых в развитии ракетно-космической техники. Реактивное движение в природе. Реактивные двигатели для моделей ракет.

    Практическая работа.

    Изготовление одноступенчатых моделей ракет.

    Пробные запуски построенных моделей.

    1. Участие в соревнованиях .

    Правила проведения соревнований.

    1. Заключительное занятие.

    Подведение итогов работы кружка за учебный год.

    Организация отчетной выставки или

    Учебно-тематический план группы второго года обучения


    п/п
    Тема Количество часов
    всего на
    теоретические
    занятия
    на
    практические
    занятия
    1 Вводное занятие 6 3 3
    2 Метательный планер 18 6 12
    3 Коробчатый воздушный змей 18 3 15
    4 Комнатная модель вертолета 27 6 21
    5 42 9 33
    6 Модель ракеты класса S-3-А 33 6 27
    7 Кордовая модель 51 9 42
    8 Соревнования 15 3 12
    9 Заключительное занятие 6 3 3
    Итого 216 42 126
    1. Вводное занятие

    Основные этапы развития отечественного авиамоделизма.

    1. Метательный планер

    Силы, действующие на планер в полете. Дальность и угол планирования. Скорость снижения. Парение планеров.

    Технические требования к летающим моделям. Технология изготовления. Правила запуска метательных планеров.

    Практическая работа.

    Выбор моделей для постройки.

    Вычерчивание рабочих чертежей моделей.

    Изготовление моделей.

    Испытания. Устранение выявленных недостатков.

    Тренировочные запуски.

    1. Коробчатый воздушный змей

    Шкала Бофорта. Аэродинамические силы, действующие на воздушный змей в полете. Правила запуска коробчатого воздушного змея.

    Практическая работа.

    Подготовка материалов.

    Изготовление деталей. Сборка моделей.

    Пробные запуски. Устранение обнаруженных недостатков.

    Обучение кружковцев управлению полетом коробчатого воздушного змея.

    Тренировочные запуски моделей.

    1. Вертолеты. Комнатная модель вертолета

    Основные элементы конструкции вертолета. Виды винтов.

    Технические требования к комнатным моделям. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей.

    Практическая работа.

    Сборка частей модели.

    1. Схематическая модель планера

    Технические требования к схематической модели планера. Основные параметры схематической модели планера.

    Практическая работа.

    Изготовление деталей и частей модели.

    Сборка крыла.

    Изготовление хвостового оперения.

    Изготовление рейки-фюзеляжа.

    Обтяжка и сборка моделей. Регулировочные запуски.

    Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

    1. Модель ракеты класса S -3-А

    Реактивное движение в природе. Реактивные двигатели для моделей ракет. Правила безопасности при работе с микрореактивными двигателями твердого топлива.

    Модели ракет спортивного класса S-3-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

    Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

    Практическая работа.

    Изготовление деталей и частей модели.

    Сборка корпуса.

    Изготовление системы спасения – парашюта.

    Правила безопасности при запуске моделей ракет.

    Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

    1. Кордовая модель

    Технические требования к кордовой модели самолета. Основные параметры кордовой модели самолета.

    Технология изготовления. Правила запуска моделей.

    Практическая работа.

    Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

    Сборка частей модели.

    Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

    Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

    Тренировочные запуски построенных моделей.

    1. Соревнования (экскурсии)
    1. Заключительное занятие

    Практическая работа.

    Показательные запуски построенных моделей.

    Учебно-тематический план группы третьего года обучения


    п/п
    Тема Количество часов
    всего на
    теоретические
    занятия
    на
    практические
    занятия
    1 Вводное занятие 8 4 4
    2 Модель планера А-1 60 20 40
    3 30 8 22
    4 40 12 28
    5 Ракеты. Модель ракеты класса S-6-А 40 6 34
    6 Радиоуправляемые планеры 82 20 62
    7 Учебно-наглядные пособия 8 4 4
    8 Соревнования 12 4 8
    9 Заключительное занятие 8 4 4
    Итого 288 82 206
    1. Вводное занятие

    Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Правила безопасности труда.

    1. Модель планера А-1

    Технические требования к моделям планеров класса А-1. Автомат, ограничивающий продолжительность полета. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей планеров.

    Практическая работа.

    Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

    Сборка частей модели.

    Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

    Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

    Тренировочные запуски построенных моделей.

    1. Комнатная модель самолета (250, 350 мм)

    Приемы управления полетом комнатной модели самолета. Силы, действующие на модель в полете.

    Резиновый двигатель; свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатация и хранение резиновых двигателей.

    Практическая работа.

    Вычерчивание рабочего чертежа модели

    Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

    Сборка частей модели.

    Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

    Изготовление резинового двигателя.

    Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

    Тренировочные запуски построенных моделей.

    1. Самолеты. Схематическая модель самолета

    Краткий исторический очерк. Первые попытки создания самолета: А.Ф. Можайский, братья Райт. Развитие авиации в нашей стране и за рубежом. Рекордные полеты экипажей В.П. Чкалова, М.М. Громова, В.С. Гризодубовой. Отечественная авиация в годы Великой Отечественной войны. Развитие военной и гражданской авиации.

    Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете. Работа воздушного винта.

    Практическая работа.

    Изготовление схематических моделей самолетов.

    Изготовление деталей и частей моделей: рейки фюзеляжа, кромок и нервюр крыла, киля и стабилизатора.

    Обтяжка моделей.

    Изготовление резиномоторов.

    Организация внутрикружковых соревнований.

    1. S -6-А

    Модели ракет спортивного класса S-6-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

    Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

    Правила запуска моделей ракет.

    Практическая работа.

    Изготовление деталей и частей модели.

    Сборка корпуса.

    Изготовление системы спасения – ленты (стриммера).

    Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

    1. Радиоуправляемый планер.

    Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Профили для моделей планеров.

    Технические требования к моделям радиоуправляемым планеров. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей радиоуправляемых планеров.

    Практическая работа.

    Вычерчивание рабочего чертежа модели

    Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

    Сборка частей модели.

    Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

    Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

    Тренировочные запуски построенных моделей.

    1. Учебно-наглядные пособия

    Основные виды учебно-наглядных пособий: приборы для экспериментов по аэродинамике, модели, демонстрирующие действие рулей, стенды, разрезные микродвигатели и др.

    Практическая работа.

    Изготовление упрощенной аэродинамической трубы, аэродинамических весов, набора тел различной обтекаемости.

    1. Соревнования (экскурсии)

    Участие в районных и краевых соревнованиях, посещение музеев.

    1. Заключительное занятие

    Подведение итогов работы кружка за учебный год. Подготовка моделей к отчетной выставке. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.

    Практическая работа.

    Показательные запуски построенных моделей.

    Учебно-тематический план группы четвертого года обучения


    п/п
    Тема Количество часов
    всего на
    теоретические
    занятия
    на
    практические
    занятия
    1 Вводное занятие 8 4 4
    2 Модель планера А-3 60 20 40
    3 Комнатная модель самолета F1H-460 60 26 34
    4 78 20 58
    5 Ракеты. Модель ракеты класса S-9-А 50 10 40
    6 Учебно-наглядные пособия 12 4 8
    7 Соревнования 12 4 8
    8 Заключительное занятие 8 4 4
    Итого 288 92 196
    1. Вводное занятие

    Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Правила безопасности труда.

    1. Модель планера А-3

    Технические требования к моделям планеров класса А-3. Автомат, ограничивающий продолжительность полета. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей планеров.

    Практическая работа.

    Вычерчивание рабочего чертежа модели

    Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

    Сборка частей модели.

    Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

    Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

    Тренировочные запуски построенных моделей.

    1. Комнатная модель самолета F 1 H -460

    Классы и назначение комнатных моделей самолетов.

    Технические требования к моделям.

    Технология изготовления комнатных моделей самолетов. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели.

    Правила запуска моделей самолетов. Правила проведения соревнований по комнатным моделям.

    Практическая работа.

    Вычерчивание рабочего чертежа модели

    Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

    Сборка частей модели.

    Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

    Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

    Тренировочные запуски построенных моделей.

    1. Радиоуправляемая модель электролета

    Управление моделями электролетов в полете. Развитие радиоуправления моделями.

    Основные режимы управления электролетов. Пульт управления моделью.

    Практическая работа.

    Изготовление радиоуправляемой модели электролетов: изготовление деталей и частей модели.

    Обтяжка модели.

    Сборка модели.

    Регулировочные запуски построенных моделей.

    1. Ракеты. Модель ракеты класса S -9-А

    Модели ракет спортивного класса S-9-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

    Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

    Правила запуска моделей ракет.

    Практическая работа.

    Изготовление деталей и частей модели.

    Сборка корпуса.

    Изготовление системы спасения – ротора.

    Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

    1. Учебно-наглядные пособия

    Понятие о настольных (музейных) моделях авиационной техники. Технология их изготовления. Составление тематических альбомов по истории авиации и воздухоплавания.

    Практическая работа.

    Изготовление настольных моделей исторических самолетов.

    Составление тематических альбомов, фотоальбомов о деятельности кружка.

    1. Соревнования (экскурсии)

    Участие в районных и краевых соревнованиях, посещение музеев.

    1. Заключительное занятие

    Практическая работа.

    Показательные запуски построенных моделей.

    Учебно-тематический план группы пятого года обучения


    п/п
    Тема Количество часов
    всего на
    теоретические
    занятия
    на
    практические
    занятия
    1 Вводное занятие 8 4 4
    2 Единая спортивная классификация 8 4 4
    3 Комнатная модель самолета F1L-550 70 16 54
    4 60 16 44
    5 Таймерные модели 60 26 34
    6 Модели ракет категории S-12-А (триатлон) 58 8 50
    7 Соревнования 16 4 12
    8 Заключительное занятие 8 4 4
    Итого 288 82 206
    1. Вводное занятие

    Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Правила безопасности труда.

    1. Спортивная единая классификация

    Спортивная единая классификация. Технические требования к летающим моделям. Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту. Условия присвоения спортивных разрядов и званий.

    1. Комнатная модель самолета F 1 L 550

    Классы и назначение комнатных моделей самолетов.

    Технические требования к моделям.

    Технология изготовления комнатных моделей самолетов. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Технология изготовления микропленки.

    Правила запуска моделей самолетов. Правила проведения соревнований по комнатным моделям.

    Практическая работа.

    Вычерчивание рабочего чертежа модели

    Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов, микропленки.

    Сборка частей модели.

    Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

    Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

    Тренировочные запуски построенных моделей.

    1. Радиоуправляемая модель самолета с ДВС

    Управление моделями самолетов в полете. Развитие радиоуправления моделями.

    Основные режимы управления самолета. Пульт управления моделью.

    Практическая работа.

    Изготовление радиоуправляемой модели самолета: изготовление деталей и частей модели.

    Изготовление воздушного винта.

    Обтяжка модели.

    Сборка модели.

    Регулировочные запуски построенных моделей.

    Тренировочные запуски радиоуправляемой модели.

    1. Таймерные модели

    Классы и назначение таймерных моделей самолетов.

    Технические требования к моделям.

    Технология изготовления таймерных моделей самолетов. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели.

    Правила запуска таймерных моделей самолетов. Правила проведения соревнований по таймерным моделям.

    Практическая работа.

    Вычерчивание рабочего чертежа модели

    Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

    Сборка частей модели.

    Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

    Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

    Тренировочные запуски построенных моделей.

    1. Модели ракеты категории S -12-А (триатлон).

    Модели ракет спортивного класса S-12-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

    Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

    Правила проведения соревнований по ракетомодельному спорту.

    Практическая работа.

    Изготовление деталей и частей моделей.

    Сборка корпуса.

    Изготовление систем спасений.

    Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

    1. Соревнования (экскурсии)

    Участие в районных и краевых соревнованиях, посещение музеев.

    1. Заключительное занятие

    Подведение итогов работы кружка за учебный год. Подготовка моделей к отчетной выставке. Рекомендации по самостоятельной работе.

    Практическая работа.

    Показательные запуски построенных моделей.

    Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

    Основной метод проведения занятий в кружке – практическая работа, как важнейшее средство связи теории с практикой в обучении. Здесь ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения. Обучающиеся успешно справляются с практической работой, если их ознакомить с порядком ее выполнения. Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме познавательных бесед, рассказов и объяснений небольшой продолжительности /15-20 минут/ с пояснениями по ходу работы, в сочетании с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций. В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией.

    На начальном этапе (первый год обучения) преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления и запуска несложных летающих моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются одновременно всем членам кружка фронтально, при которой все кружковцы выполняют одно и то же задание. Первые учебные модели желательно делать по одному чертежу с минимальными отклонениями. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся. Отдельные занятия проходят в форме диспута, конкурса, игры.

    В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим при самостоятельном подборе, разработке и постройке авиамоделей. Здесь уже основным методом становится научно-поисковый и проблемный.

    При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой. Учащиеся готовят небольшие сообщения по основным вопросам.

    Участие в различных соревнованиях (кружковых, районных, краевых) является неотъемлемой частью образовательного процесса в авиамодельном кружке. Так, в районе и крае существует реальная система, обеспечивающая ребенка необходимым количеством соревнований в течение года: районные и краевые соревнования по комнатным и свободнолетающим моделям, краевые соревнования по ракетомодельному спорту, на Кубок «Звездного» . Реальный итог результатов участия в соревнованиях – присвоение спортивных результатов при выполнении требуемых норм.

    Последовательность прохождения тем программы может отличаться от указанной в программе. Перечень практических работ не следует считать исчерпывающим – допустимо включение в него и других моделей в зависимости от подготовленности учащихся и материально – технической базы кружка.

    Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы

    Список литературы

    – для педагогов:

    1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 1990г.
    2. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. – М.: ДОСААФ.
    3. Калина И. Двигатели для спортивных авиамоделей.- М: ДОСААФ СССР, 1988г.
    4. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990г.
    5. Киселев Б. Модели воздушного боя. – М: ДОСААФ СССР, 1981г.
    6. Рожков В.С. Авиамодельный кружок. – М: “Просвещение”, 1978г.
    7. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. – М.: “Машиностроение”, 1989г.
    8. Мерзликин В.Радиоуправляемая модель планера. – М: ДОСААФ СССР, 1982г.

    – для обучающихся и родителей:

    1. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели.- М: “Просвещение”, 1989г.
    2. Киселев Б. Модели воздушного боя. – М: ДОСААФ СССР,1981г.
    3. Мерзликин В. Радиоуправляемая модель планера. – М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
    4. Пантюхин С. Воздушные змеи. – М: ДОСААФ СССР, 1984г.
    5. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель.- М: ДОСААФ СССР, 1973г.
    6. Турьян А. Простейшие авиационные модели. – М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
    7. Шахат А.М. Резиномоторная модель. – М.: ДОСААФ СССР, 1977г.
    8. Журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник».
Случайные статьи

Вверх